По ту сторону льда: Cirque du Soleil в Северной столице
12 декабря 2019
"Свет мой зеркальце скажи" или как читали "Университетские субботы" в Литературном институте
12 декабря 2019
"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
11 декабря 2019
Arctic Open — парад победителей — от Канады до Индии
10 декабря 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Как заинтересовать детей искусством?

Этот вопрос задают себе многие родители. Ответ на него знает педагог-экскурсовод Третьяковской галереи Елена Егорова.

Коллаж: rewizor.ru
Коллаж: rewizor.ru

Детские программы в Третьяковской галерее пользуются большой популярностью у знающих родителей. Свободных мест в группах у педагогов-экскурсоводов никогда не бывает: они исчезают практически в тот же момент, когда открывается запись.

Елена Егорова работает в Третьяковской галерее 35 лет и за это время выросло не одно поколение ее благодарных слушателей. О себе Елена Николаевна говорит так: "Я не теоретик, а практик. Я не читаю лекций, не выступаю с докладами, не пишу статей. Так уж повелось, что этим занимаются одни, а детьми занимаются другие. Я из последних".
 
Как в Вашей жизни появились детские программы в Третьяковской галерее?

В галерее я 35 лет, этот год у меня юбилейный. Придя работать в далеком 1981 году, я поступила в педагогический институт. Так что педагогикой я занимаюсь на протяжении всей профессиональной деятельности.

В 90-е годы, когда рухнула вся прежняя жизнь, музеи потеряли взрослого зрителя. Поэтому детская аудитория сложилась вначале стихийно, во многом под давлением неумолимых обстоятельств. С подъемом страны изменилась ситуация и в музеях, но это направление работы со зрителем осталось преимущественным. Так мы и стали против воли музейными педагогами.

А тут выяснилось, что музейная педагогика превратилась в науку, ею начали заниматься профессионалы, она все более и более актуализировалась. И сейчас это остро востребованное, динамично развивающееся направление музейной деятельности.

Фото: Культура.рф

У истоков его в нашей стране стояла Елена Ванслова, она организовала знаменитый межмузейный семинар по обмену опытом музейных сотрудников, специализирующихся в этом направлении. Сейчас у каждого крупного музея своя методическая школа. Лучшими считаются старейшие школы Третьяковской галереи, Русского музея, Исторического музея и Пушкинского музея.
 
Чем детские программы отличаются от обычных экскурсий?

Особенностей у детских программ много, но главная из них, конечно, интерактив. Современные дети, к сожалению, не книжное, а электронное поколение. Увы, наши дети часто неспособны к живому общению, не только с прекрасным, но даже между собой. Поэтому разрабатывается ряд приемов, направленных на вовлечение их в круг общения и с произведениями искусства, и друг с другом. Каждый музей здесь идет своим путем, часто эмпирически, на основе своих собраний, а также богатейших традиций.

В ходе занятия я предлагаю различные задания, они могут быть как индивидуальными, там и групповые, когда два-три человека вместе решают вопрос. Дети учатся вести дискуссию, слушать оппонента и уважать чужое мнение и отстаивать свое. Моя задача – не только способствовать развитию визуального восприятия, но и научить ребят взаимодействовать друг с другом и с искусством.

Считается, что рассказывать детям об искусстве очень сложно? Что нужно сделать, чтобы заинтересовать ребенка?
 
Рассказывать детям об искусстве отнюдь не сложно, только делать это должны не энтузиасты, а профессионалы, прошедшие суровую выучку у лучших мастеров этого дела. Но, к несчастью, это сейчас делают все, кому хочется заработать.
 
Возникает множество проблем в связи с этим и в музейном сообществе, и родительской и детской среде. Покалеченные такими массовиками затейниками, дети, попав к нам, не всегда могут быть исправлены. Музейный педагог – не аниматор, а музейная педагогика – не квест. Насколько я знаю, так с детьми работают только у нас. Это мне говорили зрители, живущие и в Америке, и в Европе. Лучшим подтверждением этому может быть то, что моих коллег приглашают на спецкурсы за рубеж.

Фото: Кристина Сандалова

Самое главное условие, чтобы заинтересовать ребенка, это неподдельный искренний интерес взрослого к нему, лично к нему. Я не устаю это повторять всем родителям, учителям: только не наигранный, подлинный интерес взрослого к личности маленького человека может принести те благие результаты, которых мы все желаем, но не всегда знаем, как достичь. Любую фальшь, ложь, лукавство ребенок всегда распознает и навсегда отвернется.
 
С чего, на Ваш взгляд, лучше начать знакомить детей с искусством и с какого возраста лучше начинать?

С чего лучше начать знакомить детей с искусством? Здесь не может быть единого рецепта. Может быть, это стоит делать, как пелось в старой советской песне "с картинки в родном букваре", только букварь этот должен быть азбукой с иллюстрациями А. Бенуа. То есть, что все, что попадается в руки и на глаза ребенка, должно быть классикой, прошедшей самый строгий экзамен – временем.

Начинать занятия искусством в семье, дома надо с рождения, а в музей обычно приводят с 5 лет. Сейчас у нас все больше таких групп дошкольного возраста. Пока даже в галерее, с ее поистине беспредельными возможностями, таких специалистов единицы. Работа буквально ювелирная. Но социальный спрос на этот сложный вид занятий с каждым днем все острее.

Фото: Наталья Акулова

Если какие-то темы, которые лучше избегать?

В беседах с детьми нет легких тем. Как говорит наш замечательный сотрудник Левон Нерсесян, детские вопросы самые трудные. Профессиональный и человеческий уровень музейного педагога поможет найти способ обсудить с детьми самые сложные вопросы быта и бытия.
 
Что Вы могли бы посоветовать родителям, которые хотят привить детям любовь к искусству?

Всем родителям мне бы хотелось посоветовать мудрой любви к своим чадам, любви не слепой, но взыскующей, а искусство в этом лишь – верный помощник.
 
 
Своими впечатлениями о работе Елены Егоровой делится Кристина Сандалова, журналист, pr-директор журнала "Семейное образование".

Елена Николаевна – исключительный экскурсовод. Она не только рассказывает о предметах искусства в историческом контексте, но побуждает детей размышлять, искать глубинные смыслы в деталях. Она учит “разгадывать” каждую картину, анализировать ее, вовлекая детей в увлекательный процесс, в своего рода детективное путешествие.

Умение работать с детской аудиторией – редкий дар, а у Елены Николаевны детям никогда не бывает скучно, они с огромным энтузиазмом высказывают свои догадки, делятся знаниями, иногда даже после экскурсии продолжают спорить, обсуждать. Благодаря интерактивному подходу дети легко запоминают и биографию художников, и названия, и что важно – начинают любить искусство.   
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЯХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

По ту сторону льда: Cirque du Soleil в Северной столице
Юрий Поляков: "Музы никогда не заставляли пушки замолчать"
"Свет мой зеркальце скажи" или как читали "Университетские субботы" в Литературном институте

В Москве

"Эль Система" по-венесуэльски в московском "Зарядье"
Праздник и традиции в Рахманиновском зале
"Ипполитовка" жжёт!
Новости музея
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЯ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть