Детское кино возрождают в Воронеже
18 января 2019
Оперетта "Летучая мышь" в Новосибирске
18 января 2019
Эксперты назвали главных претендентов на Оскар-2019
18 января 2019
Рязанский период жизни и деятельности Анатолия Эфроса
18 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 декабря 2017 15:22

"Без любви и самоотречения балета нет"

Директор Пермского хореографического училища Людмила Шевченко о том, как "куются" кадры в третьей балетной столице.

Фото из личного архива Людмилы Шевченко
Фото из личного архива Людмилы Шевченко

Балет – это аплодисменты, восторг, обожание публики. И бесконечное преодоление себя, изнурительные тренировки и ежедневная работа над собой. Как стать артистом балета? С какого возраста начинать учиться классическому танцу? Как растут звёзды? Интервью из "кузницы" талантов на портале "Ревизор.ru". Рассказывает директор Пермского хореографического училища Людмила Шевченко.

В прошлом году мы отмечали 70-летие Пермской балетной школы в Театре оперы и балета им. Чайковского. Пригласили хореографические школы для участия в фестивале “Пермское хореографическое училище приглашает друзей”. Приехали директора и учащиеся школ из Якутии, Красноярска, Новосибирска, Уфы, педагоги из Русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской Академии Хореографии. Концерт состоял из двух отделений. Первое отделение было посвящено школам, второе – нашим бывшим выпускникам. Ныне это премьеры театров, народные и заслуженные артисты. Из Санкт-Петербурга приехали солисты Мариинского и Михайловского театров, Театра Бориса Эйфмана, из Москвы – премьеры Кремлевского балета и “Русского балета” под руководством Вячеслава Гордеева. Мы ждали огромное количество наших почётных, уже не танцующих, но с радостью желающих посетить школу гостей, и они обрадовали нас своим приездом, потому что на этом празднике балета они вернулись в детство.

С чего всё начинается

Дети приходят к нам в 10-11 лет. Принимают детей по физическим данным. Поэтому предварительная подготовка в области хореографии необязательна.  Если они и учились до  этого где-то, то они должны все дополнительное образование забыть. Система преподавания в школе очень сложная, проверенная столетиями. Профессия артиста балета – это интеллектуальная профессия. Ежедневно идет усложнение комбинаций, приходится не только запоминать их, но и выполнять очень чисто и грамотно. Поэтому сама специальность очень "умнит". В Пермской балетной школе идет другая с первого класса система образования, где даже положение мизинчика имеет свое место. Дети приходят как будто бы очень средние, но профессия очень их развивает.

Репетиционный процесс. Фото: http://www.balletschool.perm.ru/creative/

Откуда берутся будущие звезды

Для того чтобы стать в будущем звездой, требуются не только физические данные, но и особый характер, для того чтобы взять все, что предлагает школа. Потому что зачастую бывает так, что пришел ребеночек со всеми данными, и первые годы ему этого хватает. Он привыкает. А потом не может заставить себя работать. Здесь требуется очень сильный характер. И конечно, целеустремленность. Те, кто обладает такими качествами, и станут первоклассными танцовщиками.

География училища

У нас обучаются дети из Японии, Италии, Южной Кореи, Великобритании, США, Норвегии, Швеции, ЮАР, по межправительственному соглашению учатся дети из Таджикистана и Монголии. Сейчас учится пятое поколение ребят из Монголии. Четыре группы учились при мне. Когда я была в Монголии, состоялась очень трогательная встреча с нашими выпускниками. Монголия – это красивая страна вечно синего неба. Страна, где можно увидеть девственную степь, по которой обгоняют автобусы бегущие дрофы. Ребята из Монголии – горячие, темпераментные, настоящие потомки Чингисхана, способные к профессии.

Тарантелла. Коике Саори, Е. Мотузов. Отчетно-выпускной концерт, 2005г. Фото: http://www.balletschool.perm.ru/creative/

Именитые гости

Майя Плисецкая была в школе не один раз. Они были в прекрасных отношениях с нашей Людмилой Павловной Сахаровой, с которой почти одновременно учились в Московском хореографическом училище. В последний раз она была здесь, когда ее муж Щедрин приезжал на премьеру своей оперы “Лолиты”. Мы попросили в очередной раз ее написать что-нибудь в книге почетных гостей. Она остановилась в задумчивости: “Что написать?”. Я ответила: “Пишите, что хотите”. Майя Михайловна начала что-то, но это ей не понравилось, и она зачеркнула автограф. “Достаточно, Майя Михайловна, такого автографа у нас нет. Пусть сохранится такой”. Тем более, что до этого у нас уже был ее автограф. В школе бывает очень много известных в России и  мире людей, у нас накопилось три толстых книги автографов. Среди них Лепешинская, Екатерина Максимова, Роман Виктюк, Андрей Вознесенский, Владимир Спиваков, Денис Мацуев... Мы приглашали председателем аттестационной комиссии Владимира Васильева; здесь снимал свою передачу Виталий Вульф. В школе бывают послы и консулы по делам культуры нашей страны. Университет всегда просит нас встретить гостей из Оксфорда, города побратима Перми, во главе с мэром города Оксфорда.  Многие из тех, кто приезжают в город и знают, что здесь есть Школа, всегда стремятся сюда попасть.

Хореографическое посвящение 2015г. Фото: http://www.balletschool.perm.ru/creative/

Есть ли жизнь после сцены?

Жизнь в профессии очень коротка. С 15-ти лет солисты танцуют до пенсии и потом пытаются задержаться на сцене подольше, остаться в первой своей профессии. То, что она у них любимая – нет сомнения. Они все страстно любят балет, несмотря на все сложности, физические и психологические испытания. Без любви и самоотречения балета нет. Но когда они оканчивают первую свою роль и начинают другую, то, конечно, поступают в вузы, получают еще одну профессию, связанную зачастую с балетом. В первую очередь идут по преподавательской стезе, оканчивают отделения либо в академии им. Вагановой, либо в МАХУ, в либо ГИТИСе. У нас сложилась уникальная ситуация – в нашей школе работают только наши выпускники. Пермская школа отличается тем, что наши выпускники работают во многих школах мира и страны:  Москва, Петербург, Новосибирск, Уфа, Воронеж, Саратов, Красноярск…

Года три назад собирались выпускники на свой 30-летний юбилей. Приехали из Новой Зеландии, Австралии, Европы, естественно, из России… И я послушала на встрече, как они замечательно говорили, как умно! Эта была истинная русская литературная речь, которую сейчас нигде не услышишь.

Диплом, равный приданному

У нас восемь лет учат профессии. Поэтому к выпуску ребята не просто овладевают профессией, они становятся настоящими мастерами. Наше образование – лучшее. Работая на протяжении 8 лет по несколько часов в день под классическую музыку, человек очень гармонично выстраивает духовный мир. Его движения исполнены грацией, взгляд одухотворен, манеры благородны. Девочки, оканчивающие школу, получают диплом равносильный приданному, а мальчики – наследству.

Хореографическое посвящение 2015г. Фото: http://www.balletschool.perm.ru/creative/

У нас другая атмосфера, и вы, зайдя к нам, наверняка ее почувствовали. У ребят – особая энергия. Когда попадаешь в класс к детям, когда они занимаются просто еще в рабочих юбочках, то это бывает иногда интереснее спектакля. Это юные артисты еще с очень свежими чувствами, так как быт и проблемы взрослых на сцене их еще не затронули. Наш учащийся невероятно любит свое дело и отдает всего себя искусству балета.


Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и независимость в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене. Изящество, проявляющееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания. Душевное и физическое изящество связаны и исключают возможность неточных или некрасивых движений и жестов. Аристократической простоте движений людей хорошего общества и в жизни, и в литературе противостоит скованность или излишняя развязность (результат борьбы с собственной застенчивостью) жестов разночинца.
Ю.М. Лотман о танце

Немного истории

Своим появлением Пермская балетная школа обязана эвакуированному в Пермь Ленинградскому хореографическому училищу, ныне академии им. Вагановой, и находящейся в крае Екатерине Николаевне Гейденрейх, сосланной сюда в 1942 году по навету.  Екатерина Гейденрейх – это крупнейший специалист в области классической хореографии. Выпускница императорского театрального училища, солистка  балета Кировского театра – она прекрасно владела системой обучения классического танца.

Балет "Чудесница", 1961г. Фото: http://www.balletschool.perm.ru/creative/

Второй крупной личностью, повлиявшей на развитие Школы, была легендарная Людмила Павловна Сахарова, представительница Московской балетной школы. Таким образом, Пермская балетная школа синтезировала разные хореографические подходы и методики преподавания, вобрав в себя лучшее от московской и петербургской школ. Сейчас в училище работают ученики легендарных педагогов. 
 
Справка Ревизора.ru

Людмила Шевченко – директор Пермского государственного хореографического училища. Родилась в г. Чайковском Пермской обл. По окончании географического факультета Пермского государственного университета (1970) – учитель географии пермского государственного хореографического училища, с 1997 г. – в должности директора (четвертого за историю училища). Заслуженный учитель школы России, передовой работник образования Монголии. Удостоена почетного звания “Патриот России” и награждена памятной медалью.
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть