Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024
Америка под огнем
23 апреля 2024
Алиса нового поколения
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Диалоги о музыке и танцах. Музыкант Александр Гуреев – о движении "свинг" в эпоху диджейских сэмплов и электронных битов.

Специально для "Ревизора.ru".

Александр Гуреев. Фото: Dmitry Eliseev. Все фото Гуреева - из его личного архива.
Александр Гуреев. Фото: Dmitry Eliseev. Все фото Гуреева - из его личного архива.

Когда вы танцуете, вы можете наслаждаться роскошью быть самим собой. Пауло Коэльо

Неуловимое, интуитивное понятие, движение внутреннего ритма, приходящее с опытом, — так говорят джазмены о чувстве свинга.

В многочисленных информационных источниках "свинг" — это "закономерное смещение доли", "импровизация на фоне запоминающегося ритмического рисунка", особая "полиритмическая пульсация", возникающая между всеми участниками оркестра во время игры. Свинг известен и как яркая танцевальная культура, возникшая в эпоху американских Биг-Бэндов.
 
Сейчас многие "свинговые" танцы исполняются под современные аранжировки, снимаются яркие клипы, даже баттлы с хип-хоп исполнителями. Артисты выражают себя через вариации электросвинга, набравшего популярность в среде диджеев. Чтобы разобраться в истории трансформации музыкального направления, а также в его актуальности и перспективах, "Ревизор.ru" задал вопросы джазовому музыканту Александру Гурееву.

Александр, французский исследователь джаза Андре Одер впервые заговорил о психофизической стороне "свинга",  эмоциональной сфере человека, воспринимающего эффект этого действа. Первые рифы и грувы положил в его основу знаменитый пианист и лидер оркестра Count Basie. Низкие частоты с жестким ритмом стали основой популярной музыки.  Какова, на ваш взгляд, основная задача танца? Почему он всегда востребован?
 
Арина, тема очень обширная и новаторская… Сегодня я предлагаю затронуть только общие факты о джазовом танцевальном столетии. Потому что, если  углубляться в историю, разговор будет не на один день…
 
Разделение народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца, начавшееся еще в средневековье, продолжается. Образ жизни простых людей и знати был очень разным. Праздники с танцами крестьян проходили под открытым небом, на площадях; "благородные" – в дворцовых залах. Аристократическое общество придавало манере исполнения придворный салонный характер. У крестьян присутствовал  ограниченный набор инструментов, музыкального образования они не имели. Однако основные фигуры, движения, манера исполнения (например, французского бранля, австрийского вальса) порождены музыкальными ритмами и вкусами народа. Танец — это, прежде всего, общение, возможность показать свою "удаль", его задача — выплеснуть накопившуюся энергию. Эти человеческие стремления объединяют все слои общества. Что-то интуитивное, стихийное, природное…
 
В 21 веке в танцевальной среде стал популярен электросвинг. Артисты записывают видео на фоне фабрик, набережных, арт-пространств. Экспериментируют, делая отсылки к черно-белым шедеврам американского кинематографа и архивным записям с выступлений знаменитых оркестров. Пример тому "Jazz Dance Improvisation - One o’clock Jump"  в  исполнении Даниила Никулина.

Джазовый стандарт звучит мягко. Выделяются клавиши, а бас и "голосовые вариации" их обрамляют. Все минималистично, движения легкие, в съемке, пластике, музыке есть воздух.

Если же мы посмотрим исполнение оркестра Count Basie (1943) или Benny Goodman (1959), то заметим, что звучание там намного сочнее. В ритм-секции делается упор на контрабас и ударные. На фоне запоминающегося рифа рождаются  интересные ритмы, появляется место для импровизации каждого участника коллектива. Раньше аудиторию впечатляли большие составы, живая музыка.

Правильно ли я понимаю, что в наше время форма подачи музыки стремится к "упрощению", так называемому моно-творчеству, где всё концентрируется вокруг одной личности?
 
 – Думаю, что такая тенденция сформировалась благодаря техническому прогрессу. А в начале двадцатого века аппаратуры не было. Согласно общепринятой легенде, джаз родился в Новом Орлеане. Творчество переросло в "креольский диксиленд". Креолы – это этнические группы, возникшие в колониальную эпоху в результате расового смешения, в основном с участием жителей Западной Африки, а также некоторых других народов, родившихся в колониях, таких как французы, испанцы и коренные народы Америки. Процветал "белый джаз".  Танцы являлись разрядкой. Задачей оркестра было громкое звукоизвлечение. 

Вокалистов раннего джаза и солистов духовых инструментов того же периода часто относят к категории "классический джаз», но, независимо от термина, созданные ими звуковые образцы стали фундаментом для различных стилей, в том числе свинга.

В музыкальном составе доминировал большой бас-барабан и контрабас. Яркая пульсация могла "прокачать" большое помещение.  Первым эти знания  "принял на вооружение"  вышеупомянутый Count Basie. Трубачи придумывали обыгрывание  новым рифам. Певцов называли шаутерами, им необходимо было "заполнить" пространство без подзвучки.

Постепенно развивалась индустрия. Зарождался шоу-бизнес. Появились будущие продюсеры, которые стали "выслушивать" лучшие оркестры. В больших залах ставили микрофон, концерты передавались на радиостанции, записывались на пластинки. Люди ждали неделю, чтобы послушать и обсудить Биг-бэнд. Стали появляться первые магазины, где можно было купить долгожданную пластинку.  И, конечно, огромное влияние оказал американский кинематограф! Джазовые танцы стали классикой после выхода фильма Брюса Хамберстоуна "Серенада Солнечной долины" и шедевра Стэнли Донена и Джина Келли "Поющие под дождем". Появились клише, которые определили развитие джазового танца. Танцевальная техника стала развиваться благодаря огромной популярности бродвейских мюзиклов и взяла своё название от нью-йоркской улицы Бродвей, где и находится знаменитый театр. Для американцев мюзикл стал настоящим праздником и выделился в отдельное театральное искусство.

В России они наиболее выразительны в музыкальной кинокомедии Григория Александрова "Весёлые ребята" и "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова. 
 
Александр Гуреев & проект В.Неверова "At The Moment Jazz". Фото: ВКонтакте.
 
Основа танца – это ритм. Можно сказать, что из свинга возник рок-н-ролл, затем диско.
Руководитель первого темнокожего оркестра, американский пианист Флетчер Хендерсон стал основоположником стиля раннего свинга. Электро-свинг, впоследствии свинг-хаус,  является музыкальным жанром на стыке хауса и евродэнса, имеющего общие черты с хип-хопом и африканскими ритмами. Я нашла нарезку вариаций неосвинга, где на мой взгляд, присутствует тот самый  "негритянский" темперамент, хотя сама мелодия органична диджей-сетам. А также баттл между танцорами свинга и хип-хопа. Интересно ли вам это смешение стилей?
 
Каждая эпоха оставляет свой артефакт. А стремление танцевать независимо от века. Поэтому хорошему эксперименту приходит свое время. Технический прогресс ускорил развитие средств звукозаписи. 90-е годы, по характеру развития чем-то напоминают 50-е – множество музыкальных жанров, где бессмысленно выделить доминирующее направление. Рок, хип-хоп, электронная музыка… И тут рождается электросвинг!

Современные диджеи активно используют сэмплы из оркестров 30-х. Интересные эксперименты в этом направлении делает коллектив Caravan Palace. Настоящих танцевальных оркестров в наше время немного, но они существуют благодаря поддержке ярких танцевальных событий, таких, как ежегодный "Венский Бал в Москве", например.
 
Есть особое явление… Цыганский свинг или джаз-мануш. В 30-е годы солирующим инструментом цыганского свинга стала акустическая гитара, а также: скрипка, аккордеон, кларнет, саксофон.  Обычные ударные отсутствовали. Перкуссия реализовывалась особой техникой игры на аккомпанирующей гитаре. Можете назвать новаторов, сумевших соединить особенности народной культуры и актуальное видение?
 
Яркой фигурой стал французский джазовый гитарист-виртуоз Jango Reinhardt. Например, его композиция Minor Swing. Это произведение – предтеча  импровизации, конкретной мелодии нет, и обыгрывается набор аккордов. 

Цыганский свинг органично выражен и в кинематографе. Вспомним работы Эмира Кустурицы и его сотворчество с Гораном Бреговичем. Его фильмы определяют, как "магический реализм". Например, песня "Калашников". В ней присутствует карнавальная энергия.  Балканы – это котел многочисленных культур. Основа музыкальных экспериментов Эмира Кустурицы – народный источник. Иногда он специально использовал старинные плохо сохранившиеся, не идеально держащие строй инструменты, чтобы создать особую атмосферу.  Также он смело экспериментирует с цыганскими напевам. Например, Pitbull из комедии "Черная кошка, белый кот". 

А перепетая песня Цоя "Видели ночь" вовсе является сборником музыкальных цитат.
 
Александр Гуреев & проект В.Неверова "At The Moment Jazz".  Фото: ВКонтакте. 
 
Свинг из больших бендов и живого звучания трансформировался в пространство диджеев и экспериментаторов. Винтажные мелодии обретают новое звучание. Я думаю, что это позитивное движение, так как есть возможность с помощью современной техники услышать экспериментальную музыку с сэмплами мелодий, которые  рождались непосредственно от контакта со слушателями. Тем более, что сейчас эпоха коллабораций.  А каково ваше видение?
 
Хорошо, что вы сказали, что это позитивное движение. Главное – современное видение. И интересный взгляд. А про танцевальную культуру действительно можно говорить очень долго. Меняются стили, но потребность энергообмена всегда останется.
 
Радостная Арина Гребенщикова с подаренным диском Александра Гуреева (после интервью). Фото из личного архива.
 
Свинг сквозь столетие
 
 
1.   "Jazz Dance Improvisation - One o’clock Jump"  в  исполнении Даниила Никулина: 



 Count Basie (1943): 

        
Benny Goodman (1959): 



2.   Electroswing & Shuffle - Top 10 - The Best of the Most Motivated Dancers:

          
 
Баттл: свинг против хип-хопа:

       
      
3.   Бенни Гудман Sing - Sing - Sing:



        
SING, SING, SING' BY BENNY GOODMAN / Choomseory Dance Academy - Choreography: 

 
4.   Caravan Palace - Lone Digger (Official MV): 



Electro Swing Dance: WhyNot // Caravan Palace - Black Betty: 

 
5.   Jango Reinhardt. Minor Swing:
 


Горан Брегович.  "Калашников": 



Pitbull из комедии Эмира Кустурицы "Черная кошка, белый кот":

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
О писательнице Анастасии Вербицкой
Америка под огнем

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть