Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Фёдор Безносиков: "Ощущаю настоящее счастье от взаимодействия с музыкой"

Специально для "Ревизора.ru"

Фото: Эмиль Матвеев
Фото: Эмиль Матвеев

Фёдор Безносиков, скрипач, дирижёр, выпускник Московской консерватории 2017 года по классу скрипки. Его творческая судьба развивается ярко и стремительно. Молодой музыкант сегодня уже сам преподаёт в родном ВУЗе и одновременно получает второе высшее образование по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование" в классе народного артиста РФ Феликса Коробова. В марте 2023 года ему исполнилось 30 лет. На данный момент два московских театра пригласили его к сотрудничеству. С этого сезона Безносиков начал работать дирижёром в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и приглашённым дирижёром в театре Новая опера им. Е. В. Колобова. Нынешняя осень выдалась урожайной для музыканта. Состоялись две громкие премьеры с его участием в качестве второго дирижёра: "Царская невеста" Римского-Корсакова в МАМТ и "Летучий голландец" Вагнера в Новой опере. О дирижировании, музыке и о многом другом Фёдор рассказал корреспонденту Ревизор.ru.

Здравствуйте, Фёдор, у Вас складывалась замечательная карьера скрипача, но ушли в дирижирование. И целого мира мало?

Желание дирижировать было со мной с самого детства. Впервые мысль об этом поселилась во мне, когда мой первый педагог по скрипке, Ирина Марковна Ванинская, сказала, что в будущем мне непременно надо стать дирижёром, видя как я быстро разбираю новые произведения, сложные ритмы, реагирую на разные творческие задачи, обладаю хорошим слухом. Я очень хорошо помню, как уже тогда решил – раз мой педагог так говорит, значит так и сделаю. Такой разговор, но уже дома, продолжала моя бабушка, которая закончила дирижёрско-хоровой факультет, она дарила мне книги по методике дирижирования, биографии великих дирижёров, да и мой дедушка был дирижёром народных оркестров, так что разговоры об этом время от времени велись. Потом, когда учился в колледже Шопена на скрипке, размышлял на четвёртом курсе о том, чтобы поступать на дирижёрский факультет, но, в каком-то смысле стало жалко рано расставаться со скрипкой, хотелось состояться, как инструменталист. Тем не менее мысль об этом я не оставлял ни во время обучения в консерватории, ни во время последующей работы в качестве артиста оркестра "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова, ни когда стал ассистентом в классе моего педагога по скрипке Владимира Михайловича Иванова. В дирижирование меня влекло прежде всего разнообразие репертуара, симфонии, оперы, бездонное количество гениальной музыки, именно из-за этого, как только появилась возможность получить бесплатное второе высшее образование по президентскому Гранту, я сразу пошёл на вступительные экзамены и с тех пор являюсь заново студентом любимого вуза – Московской консерватории. Конечно, дирижирование это не игра на скрипке, это совершенно другая профессия, но я ее ощущаю, как естественное продолжение личностного и музыкального развития. Как скрипач же, я, как и все, сначала занимался сольным репертуаром, после чего все больше обращался к богатому камерному репертуару, переиграв огромное количество самой разнообразной музыки с замечательными музыкантам, ну а теперь, вот, занимаюсь дирижированием. Для меня это все части одного мира, одного процесса. Но чтобы полноценно ощутить себя дирижёром, конечно пришлось многое принести в жертву, например на протяжении длительного периода я отказывался от скрипичных концертов в пользу погружения в дирижирование, ещё за год до вступительных экзаменов в консерваторию я ушёл из оркестра.

Ваш педагог - главный дирижёр музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, как он вас учит?  

Первое что хочется сказать - у Феликса Павловича разговор в классе всегда идёт о сути вещей, о сути исполняемой музыки. Конечно, особенно на начальном этапе и в процессе размышлений о музыке речь ведётся и о руках, правильной постановке мануала, но это никогда не являлось доминирующей стороной. Лично я сразу почувствовал у него в классе определённого рода доверие к себе и всем, кто у него учится. Феликс Павлович всегда даёт музыкально высказаться на уроке, а затем скажет свой взгляд на то, что более получилось, а что было недостаточно убедительно. При этом создаётся ощущение разговора на равных, что мне кажется очень важным в воспитании дирижёров, ведь это гораздо ценнее и сложнее, чем просто сказать – "повторяй за мной", чем грешат многие педагоги, не только по дирижированию, но и инструменталисты. Очень часто на какие-то вопросы о выборе темпов или характера он отвечал: "тебе решать – ты дирижёр". Также, только я поступил к нему в класс, Феликс Павлович сразу пригласил меня ассистировать ему в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко на постановке "Риголетто", такое доверие от своего учителя очень вдохновляет. Вообще, это очень важно попасть к своему педагогу, и считаю, что со мной так и получилось.

Что для Вас эта профессия?

Дирижирование, безусловно, отличается от любого исполнительства и требует гораздо большего спектра качеств. Конечно, мы мануалом, условно говоря, играем на оркестре, как на каком-то инструменте, но это не то же самое, потому что здесь звуки извлекаешь не ты, а другие музыканты. Так что очень важно, как доверие музыкантам, так и доверие музыкантов, ведь музицирование, особенно на сцене, это взаимообмен, диалог. Могу сказать, что у каждого оркестра есть свой характер, нрав, собственное понимание звука, стиля, важно это учитывать, находить точки соприкосновения. Во всём остальном - принципиально другое ремесло, хотя конечно, благодаря немалому инструментальному и оркестровому прошлому и имея большой концертный и сценический опыт, мне проще выходить к оркестру, проще разбираться в партитурах, в музыкальном языке, в деталях и в общем и целом. Благодаря опыту преподавания в московской консерватории мне проще формулировать и конкретизировать свои намерения в точные слова. Так что, в моем представлении, не считая нескольких исключений, дирижирование это вторая профессия. Технически она, конечно, проще, нежели исполнительство, но по совокупности требуемых навыков и качеств для реализации в профессии на серьёзном уровне она гораздо объёмнее, требовательнее и сложнее.

Вы упомянули о наборе качеств, расскажите о них подробнее?

Если продолжать рассуждать о профессии дирижера, то думаю, что наличие волевых качеств - одна из основ дирижирования. Без воли, характера и принципиальности в каких-то вещах объединять во имя единого замысла 70-100 человек во время репетиций и выступления будет непросто. Также дирижёр должен быть эрудирован, должен чувствовать психологический аспект, должен быть неплохим тайм-менеджером, и, конечно, он должен быть музыкально одарён, должен интуитивно понимать, чувствовать и любить музыку, любить искусство и постоянно развиваться, поглощая все новые и новые его грани. Мануальные же навыки, безусловно, тоже важны, хотя они, возможно, наименее других зависят от врождённых способностей. Так же дирижёр должен обладать артистической харизмой, сильной энергетикой.

Что эта профессия Вам уже дала?

Благодаря этой профессии я ощущаю настоящее счастье от взаимодействия с музыкой. Я в каком-то  смысле дорвался до репертуара, который поистине бездонный. То, чего мне всегда не хватало в скрипичной истории, здесь я получаю сполна. В каком-то смысле эта профессия для фанатиков, достаточно посмотреть на нотный шкаф любого дирижера. Кстати, к слову о фанатизме, почти каждый свободный вечер ещё со времён консерватории я хожу на концерты в Московскую филармонию или консерваторию, это всегда меня вдохновляло и вдохновляет.

В смысле стилей Вы всеядный?

Наверно, да, всеядный. Конечно, есть композиторы, которых я лучше понимаю, есть менее органичные. Бывает, что открывая партитуру у тебя есть ощущение, что композитор говорит на твоём родном языке, тебе сразу как будто понятно о чем идёт речь, а бывает, что не все так просто, не все интуитивно ясно. Вообще, чем больше музыки знаешь, тем больше понимаешь, какой небольшой, но очень насыщенный путь развития она прошла и страшно подумать, что нас ждёт впереди. От Иоганна Себастьяна Баха до Джона Адамса всего 300 с чем-то лет, на фоне тысяч лет развития человечества. Безусловно, за эти 300 лет каждый большой композитор был явлением, но когда слушаешь и изучаешь все больше музыки, то отчётливо видно, что все последующие композиторы содержат в себе предыдущих, ты буквально видишь следы гениев прошлого в музыкальном языке самых авангардных композиторов. Тоже самое и с вопросами, которые композиторы совершенно разных времён и эпох затрагивают в своих сочинениях. Вопросы, которые ставит искусство, как и философские, например,  неизменны и вечны. Большие авторы пропускают их через себя и выдают собственные эмоциональные либо рациональные варианты решения этих вопросов или наоборот констатируют невозможность их решения. Возвращаясь к стилям - я стараюсь содержать в себе весь объём композиторской мысли - в этом моя всеядность.

А есть ли у вас личные предпочтения, любимые композиторы?

Очень люблю немецкую традицию. Если говорить о любимых композиторах, то это Моцарт, Малер, Шостакович и, немного особняком, Рахманинов. Малер - особенная для меня фигура в музыкальном искусстве вообще. Личность, которая мне очень близка. Его музыка помогала мне в тяжёлые моменты. Много читал и о нем самом, его письма. Само существование его симфоний помогло мне принять решение о том, чтобы всё-таки заняться дирижированием. Шостакович был малерианцем, а Малер был страстным поклонником Моцарта. Всем им присущи сочетание глубокой скорби и юмора, глубины и лёгкости, драмы и комедии, холода и теплоты, в случае Малера ещё и религиозно-возвышенного и земного. Тут многое сходится. Рахманинов же стоит особняком, потому что эта любовь иррациональна, редко какая ещё музыка так точно бьёт лично мне прямо в сердце.

Также могу сказать, что очень люблю музыку барокко и современную музыку, не отделяю её от музыки прошлого. Когда беру современную партитуру, всегда представляю, что она давно написана каким-то большим мастером. Создаю в себе это внутреннее ощущение и стараюсь исполнять со всем музыкантским вниманием к деталям, со всей музыкантской страстью. Это не означает, что я люблю каждое современное сочинение, дело не в этом. Просто я точно знаю из истории музыки, что современников любого большого автора почти всегда шокировала написанная им музыка, её подвергали критике, поэтому стараюсь не выносить о современной музыке далеко идущие суждения, а просто честно её играть. Здесь и сейчас музыка, которая пишется в наше время, должна звучать, считаю это, своего рода, своим музыкантским долгом. А судить о её достоинствах и недостатках в любом случае будут потомки, каждая партитура пройдёт свой путь сквозь время. В прошлом сезоне мне довелось дирижировать на композиторском конкурсе им. Мясковского в консерватории. Для финала было отобрано 12 совершенно разных партитур для струнного оркестра. Каждый молодой композитор приходил на репетиции, это было безумно интересно! Так же довелось дирижировать современные балеты, которые поставил к Юбилею Михаила Лавровского Феликс Павлович Коробов в Геликон-опере. Это были два современных автора - Сергей Баневич и Александр Симоненко.

Дирижирование заполняет сейчас жизнь 24/7?

Да, это так. Многим кажется, что дирижёр - это человек, который только руками поводил и пошёл отдыхать, но ложное представление. Напротив, когда я занимался скрипичной деятельностью, то времени было гораздо больше, позанимался на скрипке несколько часов, сходил на репетицию или сыграл концерт и в остальное время ты, можно сказать, свободен. Но если ты хочешь развиваться, как дирижёр, то эта профессия заполняет всё твоё существование. Ты вообще не выключаешься ни на секунду. 90% подготовки дирижёра происходит до репетиции, а не во время. Во время - это уже верхушка айсберга, итог твоей внутренней работы. А ведь с увеличением концертной деятельности появляется все больше партитур, которые тебе необходимо "прожить", "пропустить" через себя. Но я не жалуюсь, наоборот, я очень счастлив.

 Какие у Вас планы? Что ждёте от жизни? Иметь свой оркестр, театр?

В этом сезоне - дебюты. Уже состоялись дебюты с оркестром "Новая Россия", в прошлом сезоне с замечательным Государственным камерным оркестром под управлением Алексея Уткина, в марте у нас так же будет концерт. Будут дебютные концерты с Российским Национальным оркестром. Одно из самых важных и вдохновляющих событий предстоит уже сейчас, в ноябре, моя первая работа дирижёром-постановщиком большого спектакля, балета “Снежная королева” на музыку 4, 5 и 6 симфоний Чайковского, который будет выпускаться в МАМТ художественным руководителем балета Максимом Севагиным.

Если говорить о далеко идущих планах… Вообще целеполагание - это очень важно. Цели нужно иметь, тогда у тебя есть стремление, направление. Только не надо зацикливаться на этом, иначе недостижение этих целей будет делать тебя несчастливым. Добьёшься - хорошо, но пусть это не становится навязчивой идеей. Сам путь тоже должен приносить удовлетворение, насыщение… Наша профессия - это не спорт, забил больше голов и выиграл. Лично мне хотелось бы в жизни обладать большой творческой свободой, это уже вполне себе цель.

Сейчас Вам исполнилось 30 лет, ощущаете определённый рубеж?

30 лет?  Не знаю, что сказать, я ощущаю себя довольно энергичным человеком, у меня много сил и я особо не думаю о каких-то рубежах. Я вообще стараюсь меньше задумываться о прошлом, будущем, а просто просыпаюсь и каждый день пытаюсь делать максимум того, что могу сделать здесь и сейчас.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть