По окончании спектакля Григорий Сиятвинда, в сценическом костюме своего героя, моряка и помощника капитана (Андрей Мерзликин), дал интервью нашему порталу и поделился впечатлениями о проекте "Корабль влюбленных".
Григорий! Поздравляем вас с днем Защитника Отечества, желаем творческих успехов. Вы действительно служили в танковых войсках?
Спасибо, да, я танкист, несмотря на сегодняшнюю форму (смеется).
Как Вы чувствуете себя в компании Юрия Башмета? Вы уже много выступали совместно...
Да, вместе мы уже выступали – в зале "Зарядье" в Москве, на его фестивалях в Хабаровске, Ярославле. А в Сочи мы становимся уже практически постоянными жителями, резидентами, это здорово.
В спектакле, который мы сегодня увидели, очень тонко подобрана музыка. Это Малер, Чайковский, Беллини. Находясь на сцене, ощущали ли вы это?
Конечно, с музыкой мы как-то "сотрудничаем". Мы репетировали под нее. Не всегда под живой оркестр, хотя его присутствие добавляет эмоций. У зрителей точно, а нам это добавляет понимания того, что мы играем. И это сильно видно. Даже когда в оркестровой яме встречаешься взглядом с музыкантами или с Юрием Башметом, понимаешь, что мы работаем вместе. И такое ощущение союза и сотрудничества – большое удовольствие.
А каково это – встречаться взглядом с Башметом-дирижером во время спектакля?
Я просто всегда очень рад его видеть (смеется).
У него глаза, как и у вас, блестящие, хотя и скрываются под очками.
Говорят же, черные глаза – они такие (смеется).
Спектакль произвел сильное впечатление, хотя поначалу не все было понятно. Признаюсь, мне во время просмотра пришлось напрячь знания, вспомнить греческий миф об Орфее и Эвридике, о Хароне, который перевозит мертвые души через реку Стикс.
Я тоже полистал при работе, хоть подразобрался, кто чей сват, брат, жена, муж и так далее. У них там все запутано очень, у древних (
смеется).
Фото: Алексей Молчановский
Ваш коллега Андрей Мерзликин тоже подчеркнул важность образования для актера и постоянного пополнения знаний.
Согласен полностью. Вот так почитаешь что-то – и чуть шире становится твой кругозор. Но в любой следующей работе ты опять упрешься в стену своей необразованности и незнания. Но учиться приятно всегда.
Юрий Башмет и его соратник композитор Александр Чайковский – большие экспериментаторы. Как вам их сценические эксперименты?
Мне, в принципе, нравятся эксперименты, потому что они двигают искусство вперед. Они находят какие-то новые формы, новые пути. Учитывая, что они оба такие профессионалы, то эти пути у них очень красивые получаются и хорошие. Они прямо целые новые дороги открывают.
Юрий Абрамович еще не предлагал вам попробовать себя в пении в таких экспериментах?
Петь – нет, до этого еще не доходило. Но я, собственно, и не певец – надо это осознавать. Не всем можно петь. Я бы пел, но тут надо какой-то особый уровень ответственности иметь, чтобы обнаглеть настолько и еще и петь.
Открыли ли они вам классическую музыку, стала она вам ближе?
Так как стою перед вами сейчас в морской форме, то скажу, что иду немножко параллельными курсами. Я стал к ней, музыке, гораздо ближе, чем раньше. Первый раз я с ней близко сталкивался, когда я учился в музыкальной школе. Но это было в глубочайшем детстве, и оттуда я сбежал с большим наслаждением, потому что на тот момент это было совсем не мое. Сейчас я уже осознаю, сколько я пропустил, что можно было бы от этого получить. Конечно, я бы хотел сейчас иметь музыкальное образование. И было бы время, я бы даже сейчас занялся бы тем, чтобы освоить какой-то инструмент, музыку, сольфеджио и все, что с этим связано – чтобы в этом понимать, Потому что это безбрежный какой-то мир, совершенно другое пространство, при этом абсолютно всемогущее по части выражения. Я осваивал скрипку. Меня не очень хотели брать. Не подходил по физическим параметрам: мизинец был короче, чем нужно. Но каким-то образом мама договорилась и меня взяли.
В вашем родном театре "Сатирикон" очень любят музыку и пение.
Музыка – это неотъемлемая часть театра. Театр без музыки будет… На пальцах могу перечесть – есть такие спектакли, где музыки нет вообще. Но просто это тоже отдельный прием. Но вообще использовать музыку – это благо, потому что она выражает абсолютно все, подчеркивает, может быть контрапунктом. Это просто незаменимое какое-то средство выражения на сцене.
Вы разговариваете как настоящий музыкант.
Вот разговаривать как музыкант я уже могу (смеется).
Не могу не отметить отдельно вашу эффектную внешность и характерный облик. Даже вспоминается, как в одном из интервью вы говорили про свою детскую роль: однажды пришлось малышом играть Иванушку, а впору бы – негритенка-Максимку. Сейчас в этом костюме Вы действительно очень похожи на него.
Правда, я когда-то такое говорил? (смеется) Сейчас я как раз в костюме Максимки. Нет, а что тут такого?
О сегодняшнем режиссере Павле Сафонове. Как воспитанник райкинской школы вы…
Нет, я воспитанник вахтанговской школы. Райкин – это тоже вахтанговская школа, он тоже заканчивал Щукинское училище, как и режиссер сегодняшнего спектакля
Павел Сафонов. С ним мы учились вместе – он был старше меня на год. Это все одно и то же. Какие-то может разные стороны, но абсолютно одного и того же. Просто оно очень многогранно. (
улыбается)
Фото: Алексей Молчановский.
Многие отмечали, что в "Сатириконе" видна "рука" Райкина.
Знаете, я обращал на это внимание в разных театрах. Во МХАТе в свое время было некоторое количество Олегов Табаковых, в театре им. Ермоловой есть Меньшиковы в некоторых количествах и так далее. Что тут поделаешь. Мастера дают своим театрам некий свой облик и почерк. В этом и прелесть, наверное.
Благодаря вашей лучезарной улыбке говорить с вами одно удовольствие. Сыграла ли в вашу пользу внешность при поступлении в Щукинское училище? Ведь в такие вузы огромный конкурс...
В разные моменты жизни я по-разному к этому отношусь. Иногда кажется, что мне это мешало, иногда я понимаю, что если бы не это – я не знаю вообще, поступил ли бы я с первого раза. Конечно, педагоги задумывались, стоит ли меня брать, потому что они понимали, что меня надо трудоустроить. В основном, в театр – Щукинское училище ведь театральное, прежде всего. С кино почему-то ни у кого вопросов не было, а вот в театре задумывались, что я буду играть. Но как-то случилось в результате так, что в театре я гораздо больше могу играть. И я уже сыграл норвежского (подчеркиваю!) принца Фортинбраса в "Гамлете", и так далее. У меня много ролей, которые никак не относятся к моей внешности. Кто-то скажет, что это вопреки. Но я отвечу, что театральная условность такая, тут нет никаких границ и берегов. А в кино обычно мне достаются роли, где оговорено как-то, что вот этот человек темнокожий, потому и потому, рассказывается половина его биографии. В театре же этого не требуется.
Это правда, часто вообще не замечаешь вашу внешность. Как вы думаете, будет ли этот проект "Корабль влюбленных" живучим?
Мне бы очень хотелось, чтобы он выжил и дальше как-то пошел, Послушаем, что теперь скажет нам режиссер, наши мастера, как они решат. Какой-то разбор полетов будет обязательно. Вообще спектакли делаются не для того, чтобы один раз играть. Потому что спектакль на премьерном показе – как ребенок. Он только родился. А дальше ему предстоит встать на ноги, научиться разговаривать, научиться вообще всему и превратиться в то, чем он должен быть – полноценным человеком, в случае с людьми. Думаю, что здесь в спектакле мы удачно все собрали, хотя и времени было мало. Только-только сейчас нащупываем, каким он мог бы быть. А может он быть очень хорошим и красивым.
Как по-вашему, захватил ли сегодняшний спектакль внимание зала?
На мой взгляд, да. Зрители слушали тихо и внимательно. Понимаю, что разобраться в сюжете и том, кого мы на самом деле играем, было не так-то просто. Но, думаю, запланированное удалось.
Любопытно о своем образе высказался и Андрей Мерзликин. Мы поинтересовались перед началом, какого персонажа он воплощает или это собирательный образ. В ответ получили, что это всего лишь "Капитан". Он оказался и Хароном.
Молодец, не стал сразу раскрывать все карты.
Фото: Алексей Молчановский.
Надолго ли вы приехали в Сочи?
Мы с женой задержимся еще на пару дней, если есть такая возможность, пока нет спектаклей. В Москве сейчас морозы минус тридцать, а здесь такое цветение и все зеленое, просто потрясающе.
Присутствовали ли вы вчера на фестивальной премьере спектакля "Свидание в Москве" на музыку Александра Чайковского?
Да, его мы тоже посмотрели. Великолепная музыка. Мне вообще очень нравится музыка Александра Чайковского. Под его музыку я читаю сказку Алексея Толстого. Ее премьера состоялась в московской Филармонии, а недавно выступал в Воронеже с Воронежским Симфоническим оркестром, читал ее. Прошло года четыре с тех пор, как я эту музыку не слышал. А тут опять я услышал и понял, какой замечательный композитор, великолепный мастер и ремесленник своего дела.
Спасибо вам за интервью и поздравляем с успешным спектаклем.