Пройти просеку — в Музее Победы состоялась премьера фильма Федора Попова "Коридор бессмертия"
26 апреля 2019
Петр Тодоровский: какая чудная игра!
24 мая 2019
"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
24 мая 2019
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
23 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Юрий Башмет, Кузьма Бодров и нейросеть Яндекс: необычная композиция

Композитор Кузьма Бодров в интервью рассказал об ожидаемой премьере сочинения, написанного нейросетью Яндекс

Фото: vseprofili.com
Фото: vseprofili.com

Гала-концерт закрытия XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи приготовил сюрприз для слушателей. Композитор Кузьма Бодров рассказал Ревизору.ru о предстоящей Мировой премьере Сочинения для альта с оркестром, написанного нейросетью Яндекса. Необычность рождения нового сочинения создает интригу и порождает массу вопросов, ответы на которые мы попросили дать Кузьму Бодрова.

Бодров давно сотрудничает с Башметом. Он автор музыки к спектаклю "Не покидай свою планету", специально созданного для сочинского фестиваля. Всероссийский юношеский оркестр и ансамбль "Солисты Москвы" исполняют его произведения и оригинальные композиции по мотивам классических произведений. Башмет заказал ему Концерт для альта с оркестром, премьера которого также состоялась в Сочи. Бодров является членом жюри композиторского конкурса фестиваля. Бодров — завсегдатай фестиваля, востребованный композитор и занятой человек.

Мы встретились с Кузьмой, прервав его беседу с солисткой-домристкой Екатериной Мочаловой, участницей этно-концерта фестиваля. Композитор и будущий исполнитель обсуждали новый концерт для домры с оркестром, идею которого предложил неутомимый Юрий Абрамович.

Фото: Елена Алексеева

"Есть много произведений в стиле русской народной музыки. Но Башмет хочет, именно, серьезный классический концерт для домры. Трудно представить, например, концерт для домры с оркестром Петра Ильича Чайковского. Мне кажется, нужно сломать этот барьер,"  — уверен Бодров.

Возможно, премьеру нового опуса первыми услышат опять сочинцы на следующем Зимнем фестивале искусств. А пока, все ожидают оригинальную композицию нынешнего фестиваля, к которой Бодров имеет самое непосредственное отношение.

"Идея была совместной — Юрия Башмета и Дмитрия Гринченко. Я получил около двадцати с чем-то файлов от нейросети Яндекс. Это были мелодические линии, изложенные на фортепиано. Как ни странно, в них были интересные зерна, за которые цепляется слух. Но они были не оформлены. Это шло единым бессмысленным потоком, как бывает речь у нездоровых людей. Хотя возникали иногда ритмические образования в этом потоке. Я взял оттуда несколько таких тем и немножко отшлифовал их. Затем продолжил более осознанное выстраивание формы, сделал оркестровку и вывел партию солирующего альта. Получилось такое произведение.

Композиторы, когда начинают сочинять, обычно сталкиваются с проблемой: за что зацепиться, за какую ниточку дернуть, чтобы найти мелодический оборот, либо аккорд, либо тембр. И это найденное начинает, как бы, обрастать. В этом поиске всегда состоит трудность. А в этом случае было легче. Эти зерна уже были заданы. Я получил кирпичики, из которых начал строить здание. Это можно назвать соавторством, потому что мелодические линии были предложены не мной, а нейронной сетью.

Фото: musicseasons.org


Главная тема проходит и у альта, и у оркестра. Происходит диалог между солистом и оркестром. Тема видоизменяется, ускоряется, замедляется. По продолжительности, произведение идет 7-8 минут. На фортепиано, когда я играю — 7, значит в оркестре чуть осядет темп. Это нормально. Она имеет две части, два больших раздела. Первый — с одной темой, переход, второй — с другой темой. Я оттолкнулся от принципов старинного английского жанра "граунд". Пёрселл много писал в такой форме. Это пассакалия, где мелодия повторяется, а все вокруг меняется. Обычно это медленный темп, а у Пёрселла есть быстрые. Я тоже выбрал быстрый. Эту линию, которую предложил Яндекс, я отдал солирующему фортепиано, начал закольцовывать много раз и вокруг выстраивать вариации.

У Юрия Абрамовича есть тысяча красок звучания альта. Конечно, всегда присутствует шлейф космической грусти. В этом произведении есть и более драматичные и ностальгичные настроения, ближе к концу. Но Башмет из одной ноты может создать трагедию, а может свет. Посмотрим, как он синтерпретирует.

Название еще не придумали. Будем общаться с Яндексом и посмотрим, что они предложат. Редакторы Яндекса послушают, что я написал (сыграю им на фортепиано), подумают и, возможно, предложат что-то особенное. Если авторские права платить будут, то двоим, это соавторство (смеется).
Работал над произведением довольно быстро, потому что мне дали заказ достаточно поздно. А когда есть серьезный заказ, уже не думаешь быстро или не быстро, надо сделать. Мозг включается и вперед.

Фото: Алексей Молчановский


Башмет дает полную свободу, когда просит сочинить. Но его личность мысленно присутствует все время. Я в мыслях обращаюсь к нему, да и так мы общаемся довольно часто. Это организует к тому, что ты не можешь написать какую-то ноту неряшливую. Ты понимаешь, что будет играть маэстро мирового уровня, альтист номер один в мире. Это колоссальная ответственность. И потом, хочется так написать, чтобы у него откликнулась душа. Он может сыграть все, что угодно. Он играет массу концертов. Но настоящей твоей победой будет, если ему захочется сыграть еще раз. Для меня это большая награда. Учитывать его вкус непросто, но я стараюсь. Это невероятно многогранный человек, но его флюиды, тем не менее, присутствуют.

Какой еще фестиваль может позволить себе три премьеры в один день, как это произошло на гала-концерте открытия, или пять премьер в рамках всего фестиваля, это круто. Это не фестиваль современной музыки, заметьте. Этому позавидует любой европейский фестиваль. Фестиваль искусств делает грандиозное дело, это точно.

Визуализированная нейросеть. Фото: itegram.com


Исполнить свое сочинение на этом фестивале — это престиж, это гордость. Если хоть как-то обратили внимание на композитора, то это уже большая честь. Меня с Башметом познакомил мой любимый учитель Александр Чайковский. Если бы не это, то он бы не взглянул на меня. Я себя считаю счастливчиком.
Участники композиторской академии фестиваля в этом году очень интересные и их партитуры интересные. Мне нравится, что и члены жюри, и выбранные партитуры, т.е. произведения, очень разные — более авангардные, сложные по языку или более традиционные. Так что посмотрим."

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
День города в Санкт-Петербурге: программа мероприятий

В Москве

Петр Тодоровский: какая чудная игра!
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
Новости музыки
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть