Пройти просеку — в Музее Победы состоялась премьера фильма Федора Попова "Коридор бессмертия"
26 апреля 2019
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
23 мая 2019
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
23 мая 2019
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
22 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Я верю в судьбу и в себя"

Легендарный канатоходец Адам Виситаев рассказал "Ревизор.ru", почему его не приняли в цирковое училище и что надо делать, когда кажется, что уже нет сил подняться

Адам и Айна Виситаевы © Из личного архива
Адам Виситаев © Из личного архива
Адам и Айна Виситаевы © Из личного архива
1/3
Адам и Айна Виситаевы © Из личного архива
Адам и Айна Виситаевы © Из личного архива
Адам и Айна Виситаевы © Из личного архива

Порой судьба преподносит нам удивительные подарки. Возвращаясь из командировки, я и предположить не могла, что моими попутчиками в купе поезда Екатеринбург – Москва будут знаменитые на весь мир канатоходцы Адам и Айна Виситаевы. Само собой, под стук колес завязался разговор, тем более, что было бы совершенно невозможно - да и профессионально недопустимо - не поговорить с тем, кто без страховки ходит над пропастью.

Адам Мовсарович, кто-то в детстве мечтает стать врачом, кто-то артистом, кто-то банкиром, а Вы – канатоходцем. Как родилась такая необычная мечта? Почему решили прожить жизнь между небом и землёй?
 
Думаю, что жанр сам выбрал меня. На Кавказе с незапамятных времён местные жители перебрасывали длинное дерево с одного края ущелья на другой и по этим импровизированным "мостам" ходили в гости к родственникам и друзьям. Это была жизненная необходимость и экономия времени. Я вырос в горном селе Закан-Юрт в Ачхой-Мартановском районе Чечни. Впервые выступление канатоходцев я увидел семилетним мальчишкой, когда в Хасавюрт, где моя семья жила с 1955 по 1957 годы, приехали самодеятельные артисты - канатоходцы. Я тогда и слова цирк не знал, у нас были лишь ярмарки да праздничные гуляния, а тут вдруг такое. Внутри всё буквально затрепетало, я был просто заворожён зрелищем, но тогда не мог и предположить, что мне суждено стать профессиональным артистом цирка.
 
Позже мы переехали в село Хатуни. В один из дней на площадке неподалёку от школы, где я учился, появились незнакомые люди и стали вкапывать столбы и натягивать между ними канат. Это были дагестанцы-канатоходцы, которые ездили с выступлениями по краю. Одноклассники понять не могли, что происходит, а я сразу догадался и ждал с нетерпением. Во время номера один из артистов стал искать добровольца, который хотел бы "пройти" по канату вместе с ним. Я всегда был отчаянный "сорви голова", ничего не боялся, поэтому моментально вызвался. Канатоходец усадил меня к себе на плечи и пошёл по канату. Это было впечатляюще.
 
Представление закончилось, и я, воспользовавшись всеобщей суматохой и тем, что на меня никто не обращает внимания, схватил шест и взобрался на канат. Пока все сообразили, что к чему, я был уже наверху. Толпа ахнула. Кто-то велел мне немедленно спускаться, кто-то кричал: "Иди вперёд!". И я прошёл по канату, повторив всё, что делал на нем артист! После этого успеха решил для себя: буду канатоходцем и… на следующий день сбежал с труппой! Но по дороге встретил односельчан, которые вернули меня домой. Вскоре друзья отца подарили мне настоящий канат, и я стал тренироваться.
 
Официально я дебютировал как канатоходец на районном смотре детской самодеятельности в селе Ведено. Во время выступления я скопировал номер того дагестанца-канатоходца. Даже прошел по канату с завязанными глазами! На смотре наша школа заняла первое место, а через несколько дней в местной газете я впервые прочёл свою фамилию, была даже фотография. Мой авторитет в школе моментально вырос, и вообще я стал "первым парнем на деревне".
 
А где Вы учились профессии?
 
После армии, в 1969 году я поехал поступать в Московское цирковое училище, но меня не взяли. На вступительном экзамене члены приёмной комиссии, увидев меня на канате, сказали, что меня нечему учить. Сразу позвонили куда-то "наверх" и доложили, что к ним пришёл поступать парнишка, который на проволоке держится лучше многих профессионалов. Так что через два с половиной месяца я уже работал на манеже в групповом номере: несколько лет выступал в программе "Канатоходцы" под руководством Яраги Гаджикурбанова, а позже стал руководителем номера.
 
Что для Вас главное в деле?
 
Чтобы человек в совершенстве знал и выполнял свою работу. А если этого нет, то значит, ты не на своём месте.
 
Вы принципиально работаете без страховки?
 
Моя жизнь, там, на высоте! Это - родная стихия, я таким родился, так что о страховке мысли никогда не было. Во времена СССР существовали очень жёсткие требования в отношении техники безопасности, но мне всеми правдами неправдами разрешали работать без страховки. Я верю в судьбу и в себя. Надо делать то, что умеешь, не сомневаться и чувствовать своё тело.
 
Над пропастью Карадагского ущелья глубиной почти в двести метров Вы не просто прошли по канату без страховки, а выполнили каскад сложнейших акробатических трюков, едва не стоивших Вам жизни. О чём думали, идя над бездной? Да и как вообще решились на такой смертельный номер?
 
Страховочную лонжу к облакам не прицепишь (смеётся). У моего коллеги, друга, Мстислава Запашного был юбилей, вот и решил сделать ему необычный подарок-рекорд. Строго говоря, сам Мстислав Михайлович "спровоцировал" меня на этот трюк. В 1996 году он пригласил нас с супругой (Заслуженной артисткой России Айной Виситаевой – прим. редакции) принять участие в своей программе, приуроченной к 50-летию творческой деятельности. Едва мы вышли из поезда, как увидели огромную афишу, на которой было написано: "Лучший канатоходец, народный артист России, единственный в мире идущий над пропастью без страховки". Я прямо покраснел! Не было такого, не ходил я над пропастью! Даже не думал тогда об этом, но теперь отступать было поздно, ведь от самого себя не спрячешься. Вот и пришлось начать ходить над пропастью, чтобы успокоить свою совесть. Такая ситуация (смеётся).
 
Начал искать варианты, и возник проект над Карадагским ущельем. В итоге придумал пройти по канату более пятидесяти метров без страховки, одновременно выполнив несколько цирковых кульбитов. Однако в полной мере осуществить задуманное не получилось, потому что в какой-то момент потерял равновесие, и, ухватившись за канат, повредил мышцы плеча. Тогда единственная мысль была, о том, что надо закончить проект. А вообще думал о разном. В цирке всё понятно и привычно: есть зрители, манеж, крыша над головой, а тут ущелье из глубины "дышит" сыростью, ветерок, облака. Пока лежишь на канате, смотришь, как они плывут, возникает очень обманчивое состояние, глазу трудно "зацепиться", трудно сосредоточиться и поймать "точку опоры". Но ощущение новое, интересное.
 
Неужели ни секунды не было страшно?
 
Я не понимаю, что такое страх. Когда человек знает свою работу, чего бояться? Тем более, что чем больше высота, тем выше концентрация, выше внимание к каждому шагу, к каждой мелочи. Вообще, все мои тяжёлые травмы, в том числе перелом таза и позвоночника, были на роковой для меня высоте в семь метров. Поэтому для меня - чем выше, тем безопаснее. После этого проекта, как, впрочем, и любого другого, было нелегко морально, напряжение дало себя знать. 
 
Кто-нибудь смог повторить этот самый шокирующий трюк в мировой эквилибристике?
 
Насколько я знаю, на сегодняшний день нет. Ведь уникальность этого прохода не в том, что он выполнен на какой-то особенной высоте, не в расстоянии перехода или что он был сделан без страховки, а именно в цирковой работе на проволоке. А так по канату ходят многие, профессия такая – ка-на-то-хо-дец, это не рекорд. Вы же не удивляетесь, что всадник на лошади скачет, на то он и всадник (смеётся).
 
Что еще экстремального есть в Ваших планах? Поговаривают, будто Вы собираетесь пройти над ущельем глубиной в тысячу метров?
 
Как-то я был в Дагестане на первенстве России по альпинизму, и президент республиканской Федерации Пётр Леонов предложил сделать подобный проход, но там не было возможности поднять на такую высоту оборудование и закрепить трос среди скал. Потом в Москве ко мне обращались и спрашивали, смогу и хочу ли я попробовать свои силы. Я ответил, что смогу и хочу, но пока тоже что-то не сложилось. Но я готов рассматривать варианты!    
 
Цирковой номер длится десять-двенадцать минут. Сколько нужно репетировать, чтобы с легкостью ходить по канату и выполнять сложнейшие трюки в эти несколько минут?
 
Вопрос сколько – в корне неверный. Существует общий график репетиций, жёсткий регламент и очерёдность, а если тебе нужно больше времени, то сразу возникают сопутствующие вопросы. Во-первых, необходимо получить разрешение дирекции, потому что дополнительное время автоматически несёт за собой увеличение расходных статей бюджета, так как придётся оплачивать работу всех вспомогательных служб. Поэтому либо ты готов, либо – нет. Сейчас мне как руководителю коллектива надо подготовить нового участника программы, а значит, придется репетировать по ночам, и без согласования с руководством это невозможно. При этом, если мне достаточно 30-40 минут, то, когда возглавляешь коллектив, приходится учитывать возможности, особенности характера, уровень подготовки, а порой и настроение каждого из коллег.
 
Да и отдыхать, восстанавливать силы нужно…
 
Я никогда не уставал, просто не понимал, как это. Помимо общей физической подготовки и репетиций каждое утро бегал по пять километров. Помню, как-то в Ижевске перед выступлением записался на участие в одном из забегов, пробежал пять километров, а потом сразу на представление, едва-едва успел к третьему звонку. Прибежал в цирк, ноги ватные от нагрузки, но отработал хорошо. Несколько раз принимал участие в марафоне. Когда бежишь марафонскую дистанцию, легко сбиться со счета, как-никак сорок километров, и чтобы не ошибиться, брал с собой спички – пробежал круг – спичку выбросил. Спички закончились, значит, и дистанция закончилась (смеётся). Однажды во время забега прихватило сердце, я испугался, подумал инфаркт, но все обошлось, хотя с той поры такие кроссы больше не бегаю. Чтобы поддерживать физическую форму, соблюдаю диету и режим: рано ложусь спать и встаю с восходом солнца. Раньше просыпался в четыре утра, сейчас разрешаю себе поспать на час дольше.
 
Вы пережили десятки травм, включая компрессионный и нестабильный переломы позвоночника, а врачи неоднократно обещали, что навсегда останетесь прикованным к постели. Зачем так рисковать?
 
Я не умею по-другому. Не могу не видеть мир с высоты птичьего полёта, не испытывать захватывающих дух эмоций. Да, я рискую, но рискую профессионально, а там, как судьба распорядится!
 
В 2012 году упал, получил перелом таза со смещением и перелом позвоночника. Врачи пугали пожизненной больничной койкой, но я полностью восстановился и вернулся к работе. Разработал собственную программу реабилитации, тренировок, много медитировал. В прошлом году в Самаре снова сорвался - с роковых для меня семи метров -  оскольчатый перелом пяточной кости правой стопы. Сказал себе: "Похожу на костылях и вернусь к своему зрителю". Сейчас ещё немного хромаю, но ничего страшного. К осени приступлю к работе, а как же иначе!
 
Вы всегда делаете то, что до Вас не осмеливался сделать никто…
 
Стараюсь всё время идти вперёд и не останавливаться на достигнутом. В 1988 году придумал и подготовил программу "Дуэт на канате - Бесстрашие", в которой мы с женой работали на любой высоте без страховки. Этот номер, вошедший в золотую коллекцию мирового цирка, мы исполняли и под куполом, и на открытых пространствах. Проехали с аншлагами полмира. Во время выступления я ложился на канат, а Айна вставала мне на грудь и крутила обруч. Ещё в моём репертуаре есть лестница на колёсах, которая ездит по канату, а я по ней поднимаюсь. Потом был сделан групповой номер "Канатоходцы Алталена", для которого я сконструировал специальные качели. Канатоходцы раскачиваются на качелях и спрыгивают на проволоку, выстраивая "живую" пирамиду. То есть, в одном номере у нас объединены гимнастика, акробатика и элементы полёта. Пока в мире такую комбинацию больше никто не делает.
 
Как и Вы, Ваша супруга исполняет номер без страховки. Наверное, сердце замирает, когда видите, как любимая женщина, с который Вы вместе уже тридцать шесть лет, идёт по канату?
 
Нет, не замирает! Я знаю, что Айна – профессионал своего дела.
 
В Вашей работе случались курьёзы?
 
Как-то раз я торопился и случайно перепутал сапоги: правый надел на левую ногу, а левый на правую. Поднялся на канат, иду вверх по наклону и никак не могу понять, в чём дело, почему не могу нормально стоять. Айна увидела и во время "комплимента" подсказала мне, но не будешь же при публике переобуваться, так и пришлось завершать номер, хотя было непросто, ведь из-за такой, казалось бы, мелочи нарушается баланс, и мало кто сможет отработать в "неправильной" обуви.   
 
От ошибок никто не застрахован. Но порой случается так, что подводит оборудование, инвентарь, от которого зависит жизнь людей! Как же так?
 
Увы, сегодня на рынке востребованы компании, которые готовы предложить меньшую цену зачастую в ущерб качеству. При этом в сопроводительной документации написана одна нагрузка, а на деле оказывается совсем другая, потому и рвутся тросы и страховочные сетки, ломая жизни и судьбы артистов. А такого высокого контроля качества, как было в своё время, к сожалению, нет.
 
В настоящее время существует множество цирковых фестивалей и премий. Что Вам важнее: признание профессионального жюри или публики?
 
Артист он артист, когда есть зритель. Он – главный в цирке. Нет зрителя – нет артиста, нет успеха. И именно от нашей работы зависит, захотят ли люди вернуться, чтобы увидеть представление ещё раз. Самое страшное для нас, если зритель выходит из зала с холодным сердцем. 
 
Чем сегодня цирк может увлечь зрителя, для которого и так ежедневно предлагается масса всевозможных развлечений? Что нужно сделать, чтобы у зрителя сердце замерло?
 
В первую очередь быть профессионалом. А в нынешних непростых экономических условиях большую роль играет и финансирование. Сегодня одним из лучших цирков мира является канадский Cirque du Soleil, и это справедливо. То, что они демонстрируют, не просто сочетание циркового и уличного искусства, театра и драмы. Это настоящее шоу. Посмотрите, какие сложные, профессиональные номера, хореография, какие костюмы, техническое оснащение, музыкальное сопровождение. Всё это стоит больших денег, но оно того стоит!
 
Нам сейчас намного сложнее, российскому цирку порой приходится буквально выживать в современных экономических условиях, даже делать что-то за свой счёт, так как финансирование по сравнению с тем, что было в Советском Союзе, сильно сократилось, и это ударило по цирковому искусству. Профессионалы были, есть и будут, но средств на подготовку и выпуск новых программ часто не хватает. Если в СССР было семьдесят стационарных цирков и тридцать "передвижек", и мы работали по два-три года без отпусков из-за высокой загруженности, то сегодня этого нет. Не забывайте, что и у зрителей не всегда есть деньги, чтобы всей семьёй прийти на представление. И, выбирая между тратами на необходимые покупки и развлечения, люди нередко предпочитают первое. Жизнь диктует свои условия, что поделать.
 
Как Вы относитесь к тематическим телевизионным шоу, в которых наравне с профессионалами принимают участие медийные персоны - дилетанты в цирковом деле?
 
Это очень хорошо! Многие коллеги со мной не согласны, но я уверен, что подобные программы идут лишь на пользу цирку. Да, в первую очередь, они добавляют популярности известным людям, но при этом рекламируют и цирковое искусство, а значит, интерес зрителей к нам возрастает.
 
Что думаете насчёт "разоблачительных" передач, раскрывающих секреты мастерства?
 
С одной стороны, зрителю всегда любопытно заглянуть за кулисы, увидеть "кухню" изнутри, а с другой – мы все хотим верить в чудо, так пусть чудеса остаются чудесами. И до тех пор, пока мы способны удивляться, мир нам интересен.
 
У Вас есть кумиры в профессии?
 
Юрий Владимирович Никулин. Я всегда им восхищался. Он был не только Артистом с большой буквы, но и удивительно отзывчивым и добрым человеком. Любой мог к нему обратиться, и не было такого случая, чтобы Никулин не выслушал, не помог. В частности, он выхлопотал для нас квартиру, когда наш дом в Чечне был разрушен. Несколько лет я обращался в вышестоящие инстанции, спрашивал, почему меня не приглашают на зарубежные гастроли, чем же я хуже других, а как только попал в Московский цирк, то сразу стал работать по высшей ставке и отправился в турне по Австралии. Потом я стал первым артистом цирка в нашей стране, который получил звание Народного, минуя Заслуженного. И в этом тоже заслуга Юрия Владимировича. Так что я очень многим ему обязан. Кстати, памятник, который установлен на Цветном бульваре, был построен на деньги артистов цирка. Не потому, что в бюджете не было на это средств, а в знак признательности и уважения к этому великому человеку.
 
Что Вы говорите себе, чтобы преодолеть боль и вернуться к работе? И что посоветуете тем, кто в жизни упал, не только физически, но и морально, и не знает, как подняться?
 
Много лет назад я работал во Франции, и один человек сказал мне: "Бывает, кажется, что сил больше нет, настроение хуже некуда, и ничего не получается, а всё-таки жизнь прекрасна". Эти слова врезались мне в память. И как бы ни было трудно, больно, порой до слёз, я повторяю себе: "Встань и иди - ты сможешь, ты должен, ведь жизнь так прекрасна!"  
 
Что пожелаете мальчишкам, которые по Вашему примеру захотят работать между небом и землёй на канате?
 
Всегда идите к своей цели, как бы тяжело не было, а вера в себя, трудолюбие и талант вам помогут!
 
Мы познакомились в дороге – Вы возвращаетесь с гастролей. Через несколько дней снова в путь. Что увидят зрители?
 
Второй год по решению Росгосцирка я руковожу коллективом "Летучий голландец", и мы предлагаем зрителям спектакль "Сны Шахерезады". Представление, созданное режиссёром Тимуром Кайбжановым, открывает зрителям мир восточной сказки. Это яркая постановка, сочетающая различные жанры. В программе - выступления канатоходцев, воздушных гимнастов, акробатов. Есть номера с дрессурой животных – на арене опасные хищники: львы, ягуары, леопарды… 
 
Вы жёсткий руководитель?
 
Я стараюсь быть справедливым и решать вопросы путём диалога, не повышая голоса, потому что в противном случае нормальной работы не получится – ссоры да споры ни к чему хорошему не приводят. У нас в каждом номере есть руководитель, и моя главная задача – соблюдать дисциплину, убеждать и помогать, если что-то случилось. А приказывать я не люблю, это не армия.
 
Какие качества Вы не прощаете людям?

Предательства, лжи и равнодушия. Никогда не пойму, как можно не протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. Меня так воспитали.
 
24 июля Народному артисту России Адаму Виситаеву исполняется 68 лет. Редакция "Ревизор.ru" от всего сердца поздравляет Адама Мовсаровича с днём рождения и желает ему крепкого здоровья и покорения новых высот!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ДРУГОМ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
День города в Санкт-Петербурге: программа мероприятий
Анна Пингина: "Страх — это вообще не про творчество. Если ты не получаешь кайф от того, что делаешь, не надо этим заниматься"

В Москве

Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
"Нано-опера", день второй, тур первый.
Новости другого
ВСЕ НОВОСТИ ДРУГОГО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть