МГУ не продлило контракт с математиком, доктором физико-математических наук, профессором факультета ВМК МГУ Федором Зайцевым....
Вы родились и выросли в Москве? Увлечение математикой у вас с какого возраста появилась?
Прежде чем отвечать на вопросы, сделаю небольшое вступление. Благодарю за приглашение на интервью! Ваш портал ориентируется на новости культуры, однако в науке закручиваются не менее интересные сюжеты. И для расширения кругозора может быть полезно. Самое время вспомнить былое и обсудить недавний подковёрно разыгранный спектакль с моим увольнением из МГУ. Сатирический роман-хроника Салтыкова-Щедрина «История одного города» может быть продолжен как «История в одном вузе»! Хорошо бы кто-то из писателей за это взялся, ведь сатира и юмор – мощное оружие, направленное в конечном счёте на искоренение пороков. За 43 года в МГУ наблюдал много разных колоритных персонажей. Может что-то изменится к лучшему, если они увидят себя со стороны в кино или спектакле.
Родился и вырос в Москве. Известный старый район между Шаболовкой и Мытной. Отец – Зайцев Сергей Фёдорович – специалист в области авиационного моторостроения, кандидат технических наук. Мать – Зайцева Галина Сергеевна – член союза журналистов, работала редактором радиовещания в ЦИАМ имени П.И. Баранова. Родители уже покинули этот мир.
Среднее образование получил в легендарной школе-интернате № 12 Академии педагогических наук СССР. В процессе учёбы номер школы, её название и акценты в образовании менялись, но преподавательский коллектив оставался сильный. Например, английский у нас был с первого класса. Закончил школу в 1980 г., успел до того, как она стала общеобразовательной. В школе сложился некоторый коллектив, продолжаем общаться. Со стороны замечают, что мы похожи друг на друга многими чертами, как инкубаторские. А как же, ведь школа-интернат!
Со старших классов меня привлекали точные науки, особенно математика и физика. Видимо, склад ума предрасположен к этим наукам – они более или менее легко давались, чего нельзя сказать о гуманитарных предметах. Но в физике мне не хватало строгости.
В старших класса была строгая математичка, приучала к математической культуре. Например, за решение задачи могла снизить оценку на контрольной, если в конце ответа не поставлена точка. Мои способности замечала, даже как-то направила провести урок по геометрии в среднем классе. На выпускном экзамене по математике в 10-м классе было только две пятёрки. Одна у меня с комментарием «много пояснений и всё правильно» и у товарища – «мало пояснений, но тоже всё верно». Одноклассница шла на медаль, но получила четвёрку на этом экзамене. Как ни уговаривали математичку другие учителя, оценку не изменила. Вот было расстройство для девочки!
Физик в старших классах был специалистом высокого уровня. Видимо, работал в НИИ или вузе, а в школе просто подрабатывал по каким-то причинам.
Гуманитарные предметы, литература, обществоведение, русский и т.д., вызывали сложности.
Художественную литературу читал как учебники, не учили в школе скорочтению. Всё запоминал так, что мог пересказать детали сюжета. Поэтому не успевал прочитать все книги, заданные на дом, да и задавали много. Спасала хрестоматия с кратким изложением содержания обязательных к изучению художественных произведений. Известно мнение: школа отбивает желание читать классику. Ну, а общественные науки удивляли уже и в школе, и потом обилием «воды». Суть можно изложить и обосновать на нескольких десятках страниц. История вообще оказалась, видимо, не соответствующей реальным событиям (например, согласно исследованиям А.А. Клёсова по ДНК-генеалогии). Надо было зачем-то запоминать огромное количество данных. Например, может кто сходу вспомнить, что на каком пленуме ЦК КПСС рассматривалось, если их проходило раза два в год?
Приходится писать много научных текстов. Стало понятно, почему с русским письменным были сложности в школе и не только у меня. Например, в нём есть бесчисленные правила о запятых: устойчивые выражения, наречные обороты, вводные слова, функции обстоятельства, семантика или смысловое усиление, вводные предложения, обособленные обороты, можно удалить из предложения, эмоциональные оттенки, так принято, авторские запятые и т.д. Уже штук 50 примеров собрал волей-неволей при написании своих книжек. Например, «наверное» выделяется запятыми, а «наверняка» – нет. Главная проблема в том, что не прослеживается логика: запятая – это же просто пауза.
Письменный язык нужен для быстрого и ясного изложения мыслей, особенно в научной литературе, а не для раздумий над пунктуацией. Драгоценное время уходит впустую. Поэтому, конечно, нужно упрощение и сокращение правил о запятых, всё равно кроме специалистов их мало кто может расставить без ошибок, не обращаясь к справочнику.
Далее, от буквы «ё» почему-то почти отказались, зато начали вставлять пробелы в сокращениях имён, союзах и сочетаниях слов. Посчитайте, сколько времени и бумаги на это уйдёт в объёмном научном труде или многотомной энциклопедии. Кому нужны такие расходы?
И последнее – постановка запятой в десятичных цифрах. Но в алгоритмических языках, где принципиальна однозначная интерпретация текста, в десятичных цифрах используется точка, а запятая – как разделитель в списках!
Выбор дальнейшей профессии и учебы был предопределен, почему именно МГУ?
В школе мне попались две книги, которые сильно впечатлили: «Н.Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент», «А. Реньи. Трилогия о математике». По физике с интересом читал «Я.И. Перельман. Занимательная физика» и «Г.С. Ландсберг. Элементарный учебник физики».
Поступал в Московский физико-технический институт (МФТИ), но волею судьбы оказался в МГУ имени М.В. Ломоносова на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК). В 1980 г. в связи с олимпиадой экзамены в МГУ были сдвинуты на конец лета, а в МФТИ – проходили, как обычно, в июне, раньше, чем в других вузах, так как МФТИ расположен загородом. Экзамены, особенно вступительные, это лотерея со многими случайными факторами. Так вот, из-за стечения обстоятельств и удалённого от дома расположения МФТИ попал на устный экзамен по математике к его окончанию. В результате получил «три», хотя был хорошо подготовлен по математике. Не хватило полбалла, чтобы поступить в МФТИ. Конечно, был расстроен и уже не смотрел по сторонам. Однако около списков «зачислен/не зачислен» мама заметила команду рекрутёров из МГУ, которые в тот год набирали на факультет ВМК с зачётом оценок, полученных на вступительных экзаменах в МФТИ, но с пересдачей устной математики в МГУ. Пересдал её на «пять», да ещё имел «пять» по устной физики в МФТИ. Так и поступил в МГУ. Никогда не думал, что буду там учиться. Было какое-то предвзятое мнение, что МГУ готовит школьных учителей и репетиторов. Мнение во многом подтвердилось, но ещё выяснилось, что всё-таки главная задача МГУ – подготовка специалистов по фундаментальным научным исследованиям.
Задержался в МГУ на 43 года вплоть до несправедливого увольнения 30 июня 2023 г.: в 1985 – окончил с отличием факультет ВМК, в 1988 – аспирантуру с досрочной защитой кандидатской диссертации, в 1988-1994 – ассистент, в 1994-1999 – доцент, в 1997 – доктор наук, в 1999-2023 – профессор. Ученик академика Д.П. Костомарова. В 2000 Министерство образования РФ присвоило мне учёное звание профессора, которое уже не зависит от должности и места работы. Так что уволен из МГУ, но профессором остался. Детали моей научной и преподавательской деятельности в МГУ можно посмотреть на моей странице в системе ИСТИНА МГУ.
Расскажите об основной своей научной деятельности и практическом ее применении.
Не буду утомлять научными деталями. Дам только общую характеристику и ссылки. Учёные степени и звания получал за работы в области математического моделирования плазмы в тороидальных магнитных ловушках, предназначенных для решения проблемы управляемого термоядерного синтеза. Мои монографии по этой теме на русском и английском языках можно скачать бесплатно по данной ссылке. Практическое применение – освоение на Земле источника энергии, аналогичного Солнцу, практически неисчерпаемого и относительно безопасного.
Посмотрев список литературы в монографиях, нетрудно убедиться, что большинство основных результатов получено совместно с ведущими учёными из известных зарубежных научных центров и опубликовано в самых престижных журналах. Поэтому они являются выдающимися результатами мирового уровня. Кроме того, с 2017 года представляю Российскую Федерацию в международном проекте термоядерного реактора ITER, ITPA Energetic particle physics topical group. Страну там представляют учёные с мировым именем, а не функционеры, которые не имеют требуемых там компетенций.
Приходится подчёркивать эти очевидные факты, так как завистники-репетиторы с кафедры, где я работал, не имея даже близких по научному уровню результатов, распространяют слухи о том, что в моих монографиях якобы нет ничего значимого. Кстати, планировал подготовить третье издание монографии по плазме, чтобы изложить в развёрнутом и систематизированном виде новые важнейшие результаты, полученные за прошлые девять лет и имеющие принципиальное значение для моделирования и диагностики термоядерной плазмы. Теперь вряд ли третье издание состоится, на радость завистникам-репетиторам и руководству МГУ.
С 2011 г. начал активно заниматься теорией эфира и её приложениями. Около пяти лет работал по это тематике в частной российской компании «Нью Инфлоу». Академик Д.П. Костомаров поддерживал мои исследования в этом направлении, но как-то сказал: «Главное, Федя, не зайти в тупик!» Имелось ввиду непринятие концепции эфира официальной наукой.
Уже более 100 лет имеется колоссальное противостояние между представлением природы как движения эфира и теоретической физикой в лице теории относительности и квантовой механики. Теория эфира делает ненужной теорфизику. В моём недавнем докладе показано, как теорфизика сдерживает развитие новых технологий. Поэтому, занимаясь исследованием эфира, представлял последствия. Однако стали получаться первоклассные результаты, о которых каждый учёный может только мечтать. Было написано несколько монографий, которые можно скачать бесплатно по данной ссылке. Второе издание монографии переведено на японский язык и обновляется сейчас до третьего издания. Это была полностью инициатива японской стороны. Однако красиво смотрятся формулы среди иероглифов!
В итоге математическое моделирование загнало в научный тупик теорфизику, а не она исследователей эфира.
Перечислю лишь некоторые полученные в книге фундаментальные результаты, которые могут служить основой для разработки так необходимых сейчас человечеству принципиально новых технологий, устройств и теорий конкретных систем, в том числе для производства и хранения энергии, обработки информации, передвижения в пространстве, овладения силой гравитации, использования химических и биологических процессов:
- Обоснована математическая модель природы, в которой все объекты и процессы рассматриваются как движение эфира.
- Качественный и количественный анализ сотен известных и новых экспериментальных фактов позволяет в методологии физики, как науки, обобщающей опыты, сделать вывод о наличии эфира – среды, в которой происходят все процессы.
- Впервые, спустя 150 лет после исследований Фарадея и Максвелла, показано, что из двух посылок, законов сохранения количества и движения материи, математически следуют все основные физические законы, считавшиеся в теорфизике экспериментальными фактами. Таким образом, подтвердилось предположение Н.Е. Жуковского, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского и других великих учёных о том, что уравнения Максвелла являются логическим следствием ньютоновской механики сплошной среды. Это рушит теорию относительности.
- На основе тории эфира, а именно открытия эффекта циклотронного эфирного резонанса, осуществлены низкотемпературные ядерные реакции (LENR) при комнатной температуре и вкладе в реакторную зону всего лишь ~10 Ватт мощности, что на порядки меньше обычно используемых.
Проведённые системные глубокие исследования по эфиру неизбежно вступают в конфликт с теорфизикой. Фактически показана ненужность затрат колоссальных ресурсов на эксперименты, имеющие мало смысла. Понятно, что отделение физических наук РАН, комиссия РАН по лженауке, физфак МГУ и функционеры от науки не могут оставить такое без внимания и, скорее всего, в духе своей традиционной практики, прибегают к подковёрному воздействию на вольнодумцев.
Однако преследование за научные воззрения, во-первых, противоречит ст. 44, п. 1 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания». А во-вторых, даёт, как обычно, обратный ожидаемому эффект, особенно во времена Интернета, когда недобросовестные игрища быстро всплывают на поверхность.
Преподаватели и ученые у нас не очень обеспеченные люди, не было желания уехать за рубеж?
Мягко говоря, скромные зарплаты вынуждают многих учёных уехать за рубеж. Не цель ли это агентов влияния со времён заката СССР? Многие мои знакомые и коллеги уехали за рубеж или ушли в бизнес. Ситуация в последние годы несколько улучшилась, но не принципиально. Например, моя зарплата профессора в МГУ, а это высшая научно-преподавательская должность, в прошлом году составила в среднем около 75 тыс. рублей в месяц по данным из налоговой. А что говорить о зарплатах сотрудников на меньших научных или преподавательских должностях? Хорошо оплачивают себя функционеры в МГУ. Неплохо живут и репетиторы, которым важна не зарплата, а отношение к МГУ, чтобы набирать больше учеников. Репетиторы могут вообще спокойно работать за свой счёт. Однако выше доцента, кандидата наук они не поднимаются и в науке не могут конкурировать, т.к. нет у них на это времени. Серьёзные научные исследования несоизмеримо сложнее, чем решение из года в год однотипных школьных задач.
Особенно трудно с деньгами было до 1990-х. Родственники помогали. Например, в 1988 г. на должности ассистента получал около 110 рублей в месяц, а уже семья была, ребёнок. Зашёл в отдел кадров, спросил: «А ещё десять рублей за красный диплом?». Кадровик ухмыльнулся и ответил: «Скажи спасибо, что тебя в МГУ взяли!». Десять рублей так и не добавили. Потом самостоятельно нашёл дополнительную научно-исследовательскую работу, помимо преподавания с полной нагрузкой в МГУ. Бывало по пять пар в день. Здоровья это, конечно, не прибавило. Ездил в загранкомандировки. В 1990-х, начале 2000-х суточные могли быть сопоставимы с месячной зарплатой в МГУ.
Сам себе задавал вопрос, почему не уехал или не ушёл из МГУ с нищенской зарплаты? Ведь постоянно приглашали и раньше, и приглашают сейчас. Хорошие специалисты почему-то именно там сильно нужны, а не здесь. Во-первых, быстро продвигался по должностям за получение выдающихся научных результатов мирового уровня. Путь от кандидата наук, ассистента до доктора, профессора прошёл за десять лет. Во-вторых, видел, что в Европе нашим приходится заниматься мало интересной рутиной без больших надежд на повышение в должности, кроме того, дети после их школ вряд ли смогут адаптировать в России. Но самое главное, видимо, ностальгия, как у многих россиян, по возрождению утраченных справедливости, могущества и величия державы, идущая, скорее всего, ещё со времён заката Тартарии. «За Державу обидно!»
Есть в России будущее у нового направления, которым вы занимаетесь?
Хороший вопрос. В нынешней системе организации фундаментальной науки светлое будущее у науки не просматривается, не только у эфиродинамики.
Главная проблема в том, что в отличие от многих преуспевающих стран, имеющаяся система почти не стимулирует функционеров развивать новые направления науки, позволяет пристроиться надолго к госбюджету, особо не напрягаться и не нести ответственности за проваленные дела.
Хорошо известный опыт многих стран показывает, как решается эта проблема:
- Устанавливается ограничение по возрасту на занятие административных и руководящих должностей, в том числе для президентов и научных руководителей факультетов в вузах, научных руководителей институтов и заведующих кафедр, отделов и лабораторий. Например, 65 или 70 лет. При этом сотрудник, достигший данного возраста, может продолжать работу по договору на не руководящей должности, например, читать лекции, проводить научные исследования и т.п. Кроме того, кафедра или лаборатория в фундаментальных исследованиях обычно создаётся под учёного с выдающимися результатами и закрывается, если тематика исчерпана или не осталось специалистов, способных её успешно развивать.
В развитых странах есть не только данные ограничения по возрасту, но и стимулирование в некоторых научных организациях досрочного выхода на пенсию, чтобы заинтересовать молодёжь продвижением по карьерной лестнице. При этом вышедшим на пенсию предоставляют возможность работы по разовым контрактам так, что они получают дополнительный к пенсии доход и даже, возможно, имеют в сумме больше, чем имели до пенсии.
Насколько мне известно, в МГУ нет ограничений по возрасту на занятие перечисленных должностей, в научно-исследовательских институтах есть ограничение 70 лет для должности директора, но нет ограничения для должности научного руководителя или президента института.
Зададимся вопросом, а что обычно происходит в отсутствие ограничений на перечисленные должности и почему в преуспевающих странах такие ограничения есть? Руководитель неизбежно теряет с возрастом работоспособность, а также может стать, мягко говоря, неадекватным по старости. Ученики или сотрудники обычно обязаны чем-то руководителю или их зарплата зависит от него и т.п., поэтому вынуждены ждать пока его вынесут вперёд ногами или увольняться из-за отсутствия перспективы. Руководитель этим пользуется, но со временем дряхлеет настолько, что попадает в зависимость от «шестёрок», которые делают за него работу. «Шестёрки» начинают вытеснять тех, с кем не могут конкурировать. В результате дееспособность подразделения теряется, рушится научная школа, если ещё оставалась после одряхления её руководителя.
- Академии наук в развитых странах находятся на самофинансировании.
У нас РАН – интересное образование. Сами себя выбирают, сами определяют, чем учёным заниматься, а что запрещать, при этом имеют от государства финансирование и пожизненные стипендии, но, в отличие от правительства, не несут ответственности перед избирателями за провалы в науке и их последствия для страны. Например, история с Фортовым. Президент публично указал ему на серьёзные проблемы выборов в РАН. А Фортов не ушёл в отставку, РАН затянуло с выборами нового руководителя, проблемы выборов в РАН остались.
РАН позиционирует себя как Эксперт. Поэтому хотелось бы узнать от этого Эксперта его роль в связи со следующими вопросами:
- Почему РАН в конце прошлого года расформировала комиссию по лженауке, но не дала оценки её деятельности, а лишь передала её функции в другую структуру РАН?
- Почему РФ, похоже, осталась сейчас единственной из развитых стран, которая не поддерживает на государственном уровне исследования LENR, а академик Сон публично высказывался о запрете исследований LENR, ссылаясь на какое-то корпоративное мнение? Не является ли это сдерживанием развития РФ?
- Почему, начиная с 70-80-х, появилось отставание в создании ЭВМ и в электронике? Почему в то же время началось отставание в создании операционных систем и программного обеспечения общего и специального назначения?
- Почему в 50-60-х преследовались генетика и кибернетика?
- Почему СССР отстал в 1930-1940-х годах во овладении ядерной энергией, что поставило под угрозу его существование?
- Почему в СССР к концу 1930-х годов были остановлены теоретические и экспериментальные исследования по вихревой динамике, в частности, Кастерина?
- Где история России и всего человечества до XVII века, адекватная научным исследованиям Фоменко (приписано ~1000 лет, которых не было), Клёсова (ДНК-генеалогия населения мира и России), Абарина (канал YouTube по истории), археологии (мегалиты, полигональная кладка по всему миру; статуи как объёмные отпечатки реальности; Аркаим; фактически всеобщая грамотность в древнем Новгороде и т.д.)?
Исполнительная власть может повлиять на РАН фактически лишь через финансирование. Мы видим, что оно систематически уменьшается. Институты РАН перешли в Министерство науки и высшего образования. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) реорганизован почти три года назад в Российских центр научной информации, который теперь не занимается распределением финансирования фундаментальной науки. В Российском научном фонде (РНФ) мало академиков.
Учитывая перечисленные вопросы, решение которых дорого обошлось и обходится нашей стране, поведение ряда академиков в связи с объявлением СВО и другими событиями возникает естественный вопрос. А почему бы РАН не перевести на самофинансирование с лишением пожизненных стипендий? Это будет хороший подарок РАН к 300-летию, исполняющемуся в 2024 г., тем более что в кулуарах академики уже обсуждают это. Моему же поколению перенесли уже почти выплаченную пенсию с 60 на 65 лет, а академики, не взирая на это, уволили меня, активно работающего профессора, из МГУ в подарок на 60 лет, исполнившихся в мае этого года.
Федор Сергеевич, вы проработали в МГУ 35 лет и с вами не продлили договор. Очень неясное решение руководства, был какой-то конфликт?
Да, был конфликт. Он имеет далёкую предысторию. В его основе лежат типичные пороки – жадность, зависть, глупость. Расскажу подробно. Думаю, читателям будет интересно узнать из первых рук о том, что, мягко говоря, происходит в МГУ.
В конце 1980-х не товарищи постарше один за другим пыталась заставить меня на них работать. «Дедовщина» – обычная история для вузов и НИИ. Я отказывался. В результате они начали выживать меня из МГУ. Однако я приносил «золотые» научные результаты, поэтому зав. кафедрой академик Д.П. Костомаров, учеником которого являюсь и на кафедре которого работал, держал ситуации под контролем. Причём время от времени устраивал порку злопыхателям за их вскрывавшиеся подлости. Время шло, я стал доктором, потом профессором, известным в мире специалистом, членом Бюро РФФИ и т.д., а те старшие не товарищи так и остаются по настоящее время на том же не высоком уровне, что был в конце 1980-х. Человек с нормальной психикой порадовался бы успехам коллеги, но это не тот случай, ненависть ко мне росла и после смерти Д.П. Костомарова в 2014 г. перешла в активную фазу.
У меня не было намерения возглавить кафедру после Д.П. Костомарова, подавляющее число сотрудников которой были и остаются матёрыми репетиторами. Их нахождение в МГУ – лишь прикрытие, позволяющее набирать больше учеников в частном порядке. Кафедру возглавил один из злопыхателей и шавки, как называл их Костомаров, сорвались с цепи. Они также боялись, что, став зав. кафедрой, я заставлю репетиторов повышать свою квалификацию и работать в МГУ на полную силу, а не в частном порядке с учениками.
Первая активная попытка выжать меня из МГУ была предпринята в 2019 г., когда подошёл очередной срок моей аттестации (избрания на мою должность по конкурсу).
Опишу процедуру аттестации кадров высшей квалификации в МГУ. Будет интересно. В соответствии с Положением МГУ о порядке избрания по конкурсу, должно быть проведено предварительное обсуждение кандидатур. В данном случае – на заседании кафедры, где я работал. То есть Положение МГУ предлагает оценивать мою работу и обсуждать надо ли меня оставить в МГУ, тем, кто меня выживает. Других вариантов это Положение не предусматривает. Забавно, не так ли? Кроме того, в оценке сотрудников высокой квалификации участвуют и решают голосованием, рекомендовать или нет продолжение их работы в МГУ сотрудники более низкой квалификации (например, младший научный сотрудник без степени), которые по своей квалификации не могут понять, чем занимается профессор или доктор наук. А если на конкурс подал неизвестный человек, то, как вообще его оценивать в подразделении, куда он хочет попасть? Почему, например, не предусмотрен испытательный срок?
Затем вопрос о конкурсном избрании рассматривают около 40 человек Учёного совета факультета и выносят свою рекомендацию. Затем – многочисленный Учёный совет МГУ. Интересно, как десятки человек могут разобраться в деталях конкретного дела? Кто из них и какую несёт ответственность за ошибочное решение?
После всего этого с каждым профессором ректор МГУ заключает контракт лично. По прикидке, это не мнее 300 профессоров в год. Может ли ректор, да ещё в 84 года, вникать каждый день в личное дело профессора и разбираться, кто есть кто, где какие дрязги и кто кого выживает?
Аттестация длиться не мнее 4-х месяцев. Ворох бумаг.
Невольно возникает вопрос, а вообще-то в интересах какой страны принималось такое Положение МГУ о порядке избрания на должность по конкурсу? Ведь любому управленцу ясно, что выборы в органах исполнительной власти, к которой относится МГУ, мешают эффективному управлению и затрудняют работу сотрудников. История показывает, что будут выбирать руководителя, который не заставляет выборщиков работать, вот и всё. Ну и к чему всё это приведёт при засилье репетиторов?
Направил ректору письмо 25.12.2019, официально через его канцелярию, с конкретными предложениями по изменению системы аттестации в МГУ, приложил описание того, кто и как препятствует моей работе в МГУ, просил ответить письменно. Но никакого ответа не получил.
Итак, в 2019 году злопыхателям не удалось выжать меня из МГУ, главным образом, из-за того, что не за что было зацепиться – давал фору почти по всем формальным показателям. Однако для этого мне пришлось подготовить 25 листов бумаг по аттестации, в том числе аудио-видео запись заседания кафедры и её расшифровку. Все эти документы, включая аудио-видео, запись были приложены к письму ректору. Кстати, эта запись будет отличным материалом для главы в сатирическом романе-хронике «История в одном вузе»! Так захочешь – не придумаешь разыгравшийся беспредел, причём в присутствии зам. декана по науке, кадровика и юриста факультета. Их пригласил зав. кафедры, видать, сильно боялся.
Тогда злопыхатели начали отбирать у меня учебную нагрузку и к 2021 году отобрали всю: лекции, руководство студентами, научный семинар для студентов, спецкурсы. Изложил данную ситуацию в письме декану 13 января 2022 г., просил принять меры. Ничего не изменилось. Направил декану 17 ноября 2022 г. обоснованное предложение о создании лаборатории на факультет под моим руководством, где, в частности, мог бы пройти аттестацию. Лаборатория не создана – сказали, что предложение завернул ректорат.
Настал март 2023 года – начало очередного конкурса на мою должность. Положением МГУ о порядке избрания по конкурсу снова предписывает пройти обсуждение моей кандидатуры на той же кафедре, откуда меня 8 лет выживают. Официально, через канцелярию, направил 21.03.2023 ректору письмо, в котором объяснил, что моя работа в МГУ не может быть объективно оценена на этой кафедре, просил продлить мой трудовой договор без прохождения конкурса, поставил вопрос о переводе меня в другое подразделение, в котором мог бы пройти конкурс, приложил предыдущее письмо 25.12.2019. Снова никакого ответа не получил, а 30 июня 2023 г. ректор подписал приказ о моём увольнении из МГУ в связи с окончанием трудового договора.
Что означают все эти события? Почему руководство не приняло меры по урегулированию конфликта? Халатность? Несоответствие занимаемой должности? Умышленные действия по нанесению ущерба здоровью и деловой репутации? Почему в МГУ не нашлось 75 т.р. в месяц для активно работающего 60-летнего профессора, приносящего МГУ научные результаты мирового уровня, оставленного на ближайшие 5 лет без пенсии, и в то же время находятся средства для содержания немощных, неадекватных по старости якобы работников?
Неформально возглавлял почти 30 лет стратегически важную математическую школу, успешно работавшую в области термоядерного синтеза. В неё входило три доктора наук, из них два профессора, и три кандидата наук возраста до 35 лет. Уволив меня, эту школу разрушили. Кроме того, студентов лишили возможности перенять из первых рук уникальный опыт создания и поддержания прикладного программного обеспечения объёмом сотни тысяч строк, накапливавшийся десятки лет, а также опыт математического моделирования одного из самых сложных явлений – термоядерной плазмы в тороидальных ловушках. Такой опыт востребован не только в науке, но и во многих приложениях, в том числе важных для повышения обороноспособности страны.
Работу МГУ определяют академики РАН. Как, интересно, РАН собирается вернуть себе уважение, доверие и авторитет среди учёных и в правительстве?
Несправедливое увольнение любого человека вызывает сочувствие. Но циничное увольнение профессора МГУ, причём активно работающего – это ещё и знаковое увольнение. Не демонстрация ли это последствий для тех, кто вольнодумствует в науке и не согласен с системой аттестации, сдерживающей развитие науки и образования?
Что планируете делать дальше после ухода их МГУ или все же есть шанс что вы останетесь?
Игнорирование ректором моих письменных обращений к нему, причём отправленных официально через канцелярию ректора, показывает, что скорее всего, увольнение – это спланированная акция, подковёрно разыгранный спектакль, юридически корректный, но абсолютно безнравственный. Инициатива, видимо, шла из отделения физических наук РАН и физфака МГУ. Однако увольнение демонстрирует торжество понимания природы как движения эфира и агонию теорфизики, которая оказалась самой буржуазной из лженаук. Дрязги на кафедре – лишь предлог. Не для того меня четыре года активно выжимали из МГУ под молчание ректора, чтобы принять назад. Я и сам не собираюсь возвращаться в МГУ, по крайней мере, до коренных изменений в его функционировании, а их трудно ожидать в обозримом будущем. Изменения могут быть внесены только высшим руководством РФ. Как показывает опыт с РАН, академики не могут изменить сами себя.
Специалисты нужны везде, в отличие от бюрократов. Предложения есть, в том числе за рубежом. В любом случае планирую развивать передовые направления в науке совместно с коллегами. Хорошо бы найти покровителя-мецената, чтобы создавать новые важные для человечества знания, а не только конкретные устройства для извлечения прибыли от их продажи!