Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
23 мая 2019
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
22 мая 2019
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
22 мая 2019
"Нано-опера", день второй, тур первый.
21 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

23 апреля 2019 16:18

Реставраторы возрождают Соловецкий монастырь

В это благое дело международного значения вносит существенный вклад компания по производству строительных и реставрационных материалов Remmers.

Соловецкий монастырь. Фото: Уильям Брумфилд
Соловецкий монастырь. Фото: Уильям Брумфилд

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь - один из самых известных монастырских комплексов не только России, но и всего мира. Ансамбль Соловецкого монастыря включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО и Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Посещение Соловков для верующих равнозначно паломничеству на Святую землю. Потоки паломников сегодня растут год от года. Потому особое значение имеет реставрация памятника старины, свидетеля монашеского духовного подвига.

Соловецкий архипелаг состоит из шести островов общей площадью более 300 квадратных километров. На нем выявлено множество различных археологических памятников, свидетельствующих, что люди жили здесь уже во II-III тысячелетии до н. э.



Соловецкий монастырь возник на архипелаге в Белом море в первой половине XV века. Его основали иноки Савватий, Зосима и Герман. Первые постоянные обитатели Соловецких островов ныне канонизированы Русской православной церковью как самые чтимые святые этой земли.
 
В 1436 году началось строительство первого, деревянного, ансамбля монастыря. Он занял узкий перешеек между морским портом в бухте Гавань Благополучия и Святым озером. Уже к середине XVI века озеро связали сетью рукотворных каналов с системой озер на Большом Соловецком острове. Монахи не только молились за бренный мир, но и благоустраивали территорию, что при здешней суровой природе и скудных технических средствах Средневековья было настоящим трудовым подвигом. В течение нескольких веков формировался ансамбль Соловецкого монастыря, который мы знаем ныне.

Самое мощное строительство, точнее, перестройка уже существовавших зданий и сооружений произошла в конце XVIII-начале XIX века. Окончательно в современном виде комплекс монастыря сформировался к концу XIX века. Первые же каменные здания монастыря были воздвигнуты в 1552 - 1557 годы под руководством новгородских зодчих - Игнатия Салки и Федора Столыпы. Это ансамбль трех зданий – Успенской церкви, Трапезной палаты и Келарской палаты. Постройки сохранили многие черты новгородского зодчества. Трапезная Соловецкого монастыря размерами превосходит все известные монастырские трапезные палаты своей эпохи: 483 квадратных метра. В 1828 году Трапезную расписали по стенам и сводам сценами из истории Священного Писания масляной краской. Реставраторы придали Трапезной палате облик, близкий к первоначальному.

Прядильная башня Соловецкого кремля. Фото: goodwin45.livejournal.com
Соловецкая крепость, ядро монастыря, была построена в конце XVI века. Тогда же в западном прясле крепостной стены, глядящем на Гавань Благополучия, прорубили главные въездные ворота – Святые ворота с надвратной Благовещенской церковью, через которые попадают в монастырь паломники и туристы. Благовещенскую церковь не раз обновляли и перестраивали, в XIX веке ее стены расписали. Росписи сохранились и полностью отреставрированы.
 
К началу XVII века на Соловках построили главные каменные храмы обители: Спасо-Преображенский собор, Успенскую и Никольскую церковь с каменной трехшатровой звонницей. В 1602 году их соединили между собой каменной галерей на валунном основании. Галерея образовала крытый коридор длиной 120 метров, стены которого были расписаны духовными и назидательными сюжетами. Такие росписи покрывали также стены и потолки храмов. В советскую эпоху они сильно пострадали. Наиболее полно сохранившиеся фрагменты росписи были сняты реставраторами и сейчас находятся в фондах Соловецкого музея-заповедника. 

Соловецкая крепость. Фото: fotokto.ru

Спасо-Преображенский собор – главный храм Соловецкого монастыря  - один из самых больших храмов средневековой Руси: он был высотой 47 метров, а толщина его стен местами достигала 5 метров. Собор трехъярусный. В подклетах нижнего яруса находились часовни с захоронениями настоятелей монастыря и местночтимых святых. Во втором и третьем были приделы во имя разных святых. В одной из ниш в южной стене собора располагалась рака с частицей мощей святителя Филиппа – митрополита Филиппа (Колычева), сосланного сюда Иваном Грозным и убитого, по преданию, самим Малютой Скуратовым.
 
Основным украшением Спасо-Преображенского собора был четырехъярусный иконостас. До революции его украшали образа письма XV-XVII веков. Но образа для сегодняшнего иконостаса, установленного в 2002 году, пришлось писать современным московским мастерам.  

В 1777 году звонницу Никольской церкви заменили монументальной колокольней в стиле позднего барокко. Она была высотой около 50 метров. В начале ХХ века, перед закрытием монастыря, на колокольне находилось 35 колоколов, в том числе самый большой в русских обителях колокол "Борисович" весом 18 тонн – его так прозвали, ибо медь на отливку колокола пожаловал Борис Годунов в бытность свою царем.

Колокольня серьезно пострадала во время пожара 1923 года. Из 35 колоколов уцелели 4. Сейчас звонница находится в процессе реставрации, а колокола для нее отлили заново в 1990-е годы.

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря. Фото: oldboy.icnet.ru
В самом конце XVIII столетия в ансамбль монастыря добавилась церковь Митрополита Филиппа, рядом с которой находились больничные палаты, потому и храм часто называли Больничным.
 
На фундаменте первоначальной Никольской церкви в 1831-1832 годах выстроили новый Никольский собор в стиле классицизма, высотой 38,5 метров.

В 1859 году на месте прежнего Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева был построен Свято-Троицкий собор с тремя престолами: во имя Святой Троицы, во имя Преподобных Зосимы и Савватия и во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Именно в этом храме находились раки с мощами преподобных Зосимы и Савватия. Здесь происходила первая монастырская служба – братский молебен, и служилась ранняя литургия. Но в настоящее время раки с мощами преподобных отцов перенесены в Благовещенскую церковь.

В том же 1859 году построили церковь преподобного Германа, также ставшую усыпальницей местночтимых святых.

Центральный комплекс монастырской застройки окружен келейными корпусами: Новобратским, Святительским, Благовещенским, Настоятельским, Казначейским, Наместническим. Они возводились с XVII по XIX века. В составе каждой кельи были два помещения: теплые сени и жилой отсек для 3-4 монахов (они здесь только спали). Сени специальной дверью были связаны с подсобными помещениями, выступавшими за фасад здания в сторону крепостных стен.

Колокола. Фото: geomosaic.ru

Кардинальная перестройка келейных корпусов происходила на рубеже XVIII- XIX вв. За счет надстройки келейных корпусов вторыми и третьими этажами решалась проблема увеличения числа жилых помещений. Корпуса перестраивались по коридорной схеме, а их внешний вид приводился к единому стандартному образцу, что вело к утрате некоторых декоративных элементов и изменению исторического облика. Но изменения, которые проделывала братия Соловецкого монастыря, не шли ни в какое сравнение с изменениями, которые внесла не только во внешний вид, но и в функциональное назначение монастырских строений, советская власть. О буднях Соловецкого лагеря особого назначения, устроенного здесь после Октябрьской революции, писатель Захар Прилепин создал роман "Обитель".
 
В ризнице Соловецкого монастыря хранились ценнейшие предметы и документы: грамоты новгородских бояр и русских царей на владение Соловецким архипелагом, иконы, рукописные книги, дорогие подарки от царей, патриархов, известных деятелей. В XIX веке ризница превратилась в своеобразный музей. Рядом с ризницей находилась монастырская библиотека, начало которой было положено еще в XV веке одним из первых игуменов монастыря - Досифеем. В Соловецкой библиотеке хранились более трех тысяч рукописных и старопечатных книг. Во время Крымской войны из опасения, что англичане могут разорить монастырь, Синод эвакуировал его библиотеку в Казанскую духовную академию. Именно там в конце XIX века было составлено научное описание большей части раритетов Соловецкой библиотеки. В настоящее время библиотека Соловецкого монастыря влилась в состав фонда Российской публичной библиотеки (Санкт-Петербург).  

Ризница Соловецкого монастыря была разорена в начале 1920-х годов, когда комиссии Помгола изъяли монастырские ценности. Часть редкостей ныне безвозвратно утрачена, остальные попали в фонды российских музеев. В 1930-е годы были разрушены иконостасы в соборах и вывезены иконы. В Свято-Троицком соборе в период СЛОНа устроили лагерный карантин, а в 1940-50-х годах – столовую Учебного Отряда Северного Флота. Свято-Троицкий собор до сих пор не отреставрирован, и допуск посетителей в него запрещен.

Следы разрухи советского периода на Соловках. Фото: lica-alica.livejournal.com
Деятельность монастыря возобновилась в 1990 году.
 
Начиная с 1962 года Соловецкий музей-заповедник проводит планомерную реставрацию архитектурных памятников Соловецкого Кремля.

В настоящее время реконструкция монастыря осуществляется в рамках госпрограммы "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 гг. До недавних пор - также в рамках Федеральной целевой программы "Культура России" на 2012-2018 гг. По этим программам в планах было отреставрировать постройки XVI – XVII веков: здание общей трапезы на погребах, Иконописная палата, Казначейский корпус, Больничные палаты, Святительский корпус, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с Трапезной и Келарской палатами. Также намечены ремонтно-реставрационные работы в Трапезном комплексе (Успенском храме с Трапезной и Келарской палатами), Монастырской радиостанции, Спасо-Преображенском соборе, Свято-Троицком Зосимо-Савватьевском соборе и корпусах Казначейском, Келейном, Настоятельском. После реставрации основного комплекса Соловецкий монастырь намеревался восстановить отдаленные скиты, которых на архипелаге расположено свыше 200. В программу реставрации входит восстановление дальних скитов на Анзере, Заяцких островах, Малой и Большой Муксалме.

Все работы ведутся под контролем ЮНЕСКО. Исполнение государственных контрактов подрядчиками также контролирует Северо-Западная дирекция Минкультуры РФ. Но, к сожалению, в этом процессе не обошлось без огрехов. В начале 2018 года пресса писала об уголовном деле, связанном с тем, что один из подрядчиков не выполнил свои обязательства по реставрации беломорской жемчужины. Некорректно исполненные работы пришлось исправлять другим.

Соловецкий монастырь в реставрационных лесах.
Сейчас на Соловках идет новый этап грандиозного реставрационного процесса. По предложению министра культуры РФ Владимира Мединского был создан специальный фонд, управляющий работами на Соловках, свободный от исполнения закона о госзакупках, единый заказчик, который аккумулирует средства и курирует работы, а также отвечает за них.
 
На новом этапе специалисты обследуют все работы, которые были проведены ранее, оценивают качество этих работ, состояние конструкций и построек, правильность применения реставрационных технологий в тех или иных случаях. На основании этих экспертиз будет выработана методология новых проектных решений. В этом процессе принимает активное участие компания Remmers.

Патриарх Кирилл и министр культуры РФ Владимир Мединский во время посещения Соловков. Фото: http://solovki-monastyr.ru 
Как рассказывает руководитель направления по строительству и реставрации компании Remmers Вадим Пащенко, проект ремонтно-реставрационных работ на Соловецком архипелаге легким не назовешь – но тем ценнее и интереснее для предприятия эта задача.
 
- Наше участие в этом проекте выражалось, прежде всего, в том, что наши технологи и проектировщики выезжали непосредственно на архипелаг, обследовали разные участки ансамбля и составляли предложения по материалам, которые можно применить при реставрации, передавали предложения проектным организациям, а также организациям авторского надзора, - сообщил Вадим Пащенко. - Проект это масштабный. Помимо наших сотрудников из Москвы, мы привлекли несколько сотрудников из Германии, из головной организации Remmers. Этот этап работы продолжался около года и занял практически весь 2018 год. В настоящее время он завершен, а мы находимся в ожидании следующего этапа работ – непосредственной поставки строительных и реставрационных материалов, согласно нашим предложениям, и контроля за правильностью их применения. Но для этого еще не пришло время, так как в монастыре идет стадия подготовительных работ.

Особенность работы компании Remmers в том, что она в любых случаях самостоятельно изыскивает все необходимые ресурсы для решения реставрационных и восстановительных задач. При необходимости фирма привлекает своих иностранных специалистов. Случай Соловецкого монастыря как раз такой, какой требует приложения всех сил и возможностей. Иностранные специалисты Remmers участвовали в восстановлении ряда исторических и культурных объектов, но при реставрации "дома Стуловых" и усадьбы Архангельское, которые ведет компания сейчас, их помощь не понадобилась.



Значимость восстановления комплекса уникального Соловецкого монастыря если не в первозданном виде, то в исторически достоверном и благолепном, трудно переоценить. Недаром весь мир с волнением следит за этим процессом. Как однажды сказал Патриарх Кирилл, Соловецкий монастырь радует глаз и душу.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Анна Пингина: "Страх — это вообще не про творчество. Если ты не получаешь кайф от того, что делаешь, не надо этим заниматься"
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.

В Москве

"Нано-опера", день второй, тур первый.
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Новости
ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть