С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
11 июля 2024
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
11 июля 2024
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
11 июля 2024
ГМИИ им. А.С. Пушкина запускает акцию "Импрессионисты вместо жары"
11 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Евгения Карпанина: "Нужно не бояться и смело предлагать, а не жалобно просить. Договориться здесь сегодня, значит, сделать будущее лучше"

Автор: Ревизор.ru
фото: Евгения Карпанина
фото: Евгения Карпанина

Евгения Карпанина, эксперт по фандрайзингу и арт-проектированию, продюсер, член оргкомитета Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, создатель профессиональных медиа-площадок «Международный клуб театральных менеджеров» и «Работа со спонсорами», автор книги «Театральный фандрайзинг, или Как спонсоры и арт-проекты находят друг друга», член Союза театральных деятелей России.

Отшумел Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров. Сейчас самое время подумать о его итогах. Какие итоги особенно важны для Вас лично?

Я всегда уделяю образовательным трекам, которые происходят в течение фестиваля, большое внимание. Это не та лекционная программа, которая идет у нас нонстопом, а формат защиты кейсов. Кейсовый марафон это классный, реальный опыт коллег. Если ты понял, что твоя задача аналогична кейсовой, то знаешь и того, кто эту задачку выполнил и с кем можно посоветоваться, что бы решить свою. Смотрите, что получается, каждый театр может получить кучу важных инструментов и взять их в работу. И не просто взять, а еще и выбрать.

Но есть же и работа ВФТМ, невидимая миру?

Да. Это, например, наш наставнический проект, который я страшно люблю, который особенно мне дорог еще и потому, что он не получает ни широкого внимания, ни бурных аплодисментов. Потому что идет онлайн в разных городах и для малых групп. Эта работа в ручном режиме делается для одного какого-то театра. Прекрасная находка эти проектные Лаборатории! В чем суть. Формируется список экспертов, потом эксперты объявляют тему, по которой они готовы «прокачивать» театры. Театры, в свою очередь,  пишут заявку на участие в Лаборатории. Обычно здесь очень высокий конкурс. В случае успеха заявки Театр выбирает тот кейс, который ему интересен. К эксперту попадает два-три театра. И в ручном режиме начинается работа, которая длится несколько месяцев. Как бы описать эту работу… У меня такая ассоциация возникает: стоит высокая гора. Эверест. И под Эверестом живут люди, которые думают: вот хорошо бы залезть на этот Эверест, воздух чистый, видно далеко, но мы, конечно, никогда не залезем. И живут они дальше под этой горой. Пьют, чай, танцуют, водят хороводы, но на гору не лезут. Некоторые люди, конечно, посматривают на Эверест. Но тоже не лезут, говорят себе: есть, наверное, какие-то люди, которые такие горы покоряют - звезды. Куда уж нам. И вот приходит человек, который говорит: так, строимся и идем за мной на гору след в след.

Никакого чая, танцев и хороводов?

Ладно уж, возьмите с собой и чайник. И вот это «племя» с проводником идет на гору. С правильной скоростью, не без пинков и понуканий, с объятиями и психотерапией, со всеми возможными учительскими и наставническими инструментами. И оказывается на вершине. Тут все понимают, что оказывается, все на самом деле возможно. Но только этот конкретный театр понимает – чего им и наставнику это стоило. Я тоже вхожу в когорту наставников с первого года работы Лаборатории, как тренер для арт-проектов. Учу работе с партнерским фандрайзингом. Нужно минимум три месяца, чтобы был результат, а лучше бы шесть.

И в чем заключается этот результат?

Цель моей Лаборатории в том, чтобы театры, которые никогда в жизни не работали со спонсорами, научились стоить отношения с бизнесом. И не в «просильной» риторике, а освоили нормальные компетенции, где есть своя система, позволяющая делать процессы повторяемыми, алгоритмичными. Казалось бы, вот он – список дел, делай раз, делай два, иди за мной след в след, но ведь есть еще куча страхов, сомнений, внутренних противоречий. Есть команда театра, которая никогда в жизни  не думала, что бизнес может стать партнером для театра, что нужно предлагать сотрудничество на равных. Привычка поунижаться перед спонсором, чтобы он пришел, у многих есть.

А что нужно сделать, чтобы он пришел?

Сейчас совсем другая парадигма и бизнес очень здорово поддерживает в том числе и культурные проекты. Главное, чтобы театр сам себя уважал и представлял  как достойного партнера. По сути дела, это игра в слова. Надо правильно подобрать слова, убрать воду, вот эти «просильные» интонации, показать, что вы сильные и смелые профессионалы, знаете, что делаете и предлагаете делать это вместе. В общем, самое сложное, менять парадигму взглядов на отношения с партнерами. Для того, чтобы создавать проекты, на которые придут партнеры и им там будет хорошо, надо полностью изменить психологию менеджерской команды. И для меня лично, очень серьезный результат, что те три команды, которые были у меня в наставничестве, дошли до партнерских денег.

И как вы этого достигли?

Мы поменяли оптику взглядов, создали проекты, и в итоги получили реальный результат: нашли партнеров, оказывающих финансовую поддержку. Но при этом, кроме того, что я внедряю менеджерские алгоритмы, приходится работать еще психологом и психотерапевтом. И, возвращаясь к итогам, ВФТМ не только большой праздник интеллекта и дружбы профессиональной, колоссальной энергетики, всего того, что случилось в Москве в эти 5 дней, но еще и те изменения, которые происходят в театрах, благодаря усилиям многих профессионалов. Взяли проблему, всем миром навалились и решили ее.

Ваша секция называлась «Театр плюс Русское географическое общество». Расскажите, пожалуйста, что их объединяет?

Боже, как я радуюсь, когда мне удается притащить что-то новенькое и действительно интересное. Русское географическое общество – одно из старейших в России обществ путешественников. И, казалось бы, где здесь театр? А нам просто в голову не приходило, что театр может с Русским географическим обществом пересекаться, а на самом деле, очень даже может. Сегодня это супер актуальная тема! РГО это про географию. Но что такое для нас, театральных деятелей, география? Я провела опрос среди коллег на тему, что такое география и как география может пригодиться в театральной области? Народ сказал: это фольклор, песни, танцы и все такое. Это да, но ведь география это еще и границы, история территорий, любовь к Родине, к родной земле, ее защита. И тот процесс, который сейчас идет в России, фокусирует внимание именно на родной земле, на той, где ты живешь, стимулирует осознание принятие ее красоты.  Я путешествующий тренер, объехала почти всю Россию и для меня это не пустые слова – любовь к своей стране, это мой личный, реальный опыт, совершенно потрясающий.

Сейчас самое время путешествовать по России.

И сейчас уникальное время, когда есть возможность воспитать поколение людей, влюбленных в свою страну. Тех, кому захочется исследовать ее природные богатства: леса, озера, пещеры, забираться на горы, путешествовать с рюкзаком. Есть огромное количество мест, которые еще не исследованы. На секции с нами работал Артур Латыпов — Директор департамента регионального развития Российского географического общества, рассказал о структуре Общества и помог нам сфорфировать контент. РГО — это огромное количество ресурсов, в том числе и финансовых. И есть очень много возможностей сотрудничества для театров! Осталось снять с полки учебник географии и придумать проекты на стыке театра и географии.

И как это можно сделать?

Мы как раз и занимались этим на нашей Лаборатории. Мне очень помогала Юлия Юдина, которая была частью нашего модераторского триумвирата. Артур рассказывал про структуру РГО, Юлия помогала раскрыть тему из глубины, т.е., осознать, что мы все, буквально, живем в географии, более того, все, что с нами происходит – связано с географией, даже то, как мы ходим и говорим. И наша родина – место нашей силы. А я вела интенсив по проектной сборке. Мы создавали эскизы театральных проектов, которые могут быть реализованы на стыке театра и географии. В процессе Лаборатории родилось несколько красивых интересных идей. Я надеюсь, они будут реализованы.

Этот фестиваль посвящен будущему, которое становится настоящим. Какие прогнозы у развития сотрудничества бизнеса и театра?

Начну издалека. Сейчас такое время, которое я не знаю, когда будет еще раз. Наша страна, можно сказать, живет в учебнике истории. Происходят колоссальные изменения и очень важно, чтобы люди понимали, что происходит, умели проживать ту историю, в которую они сейчас встраиваются. Для того чтобы правильно переживать, проживать и осознавать  происходящее, нужно быть в ладу с собой и осознанно относиться к тем чувствам, которые ты испытываешь. К тем мыслям, которые к тебе приходят. Неслучайно профессия психолога сейчас достигла пика популярности. Работать над собой с психотерапевтом тоже уже стало хорошим тоном, как и осознанное и ответственное отношение к своим чувствам и эмоциям. Театр, по сути, выполняет такую же функцию. Рассказывает и показывает, что хорошо и что плохо, подсвечивает разные стороны жизни, фокусируется на важных темах. Театр помогает поплакать в зале, когда не получается в жизни, сделать тот самый телефонный звонок, на который долго не можешь решиться. Театр это «легкие» общества, он помогает продышаться.

Статистика говорит о том, что регулярно в театр ходит совсем небольшой процент этого общества.

Да, все мы знаем, что в театр ходят не все. Но это как раз те люди, которые будут потом влиять на своих друзей. Это эмпаты, интеллигенция, интеллектуалы, те, кто будет потом создавать структуру общества. Это очень важно сегодня. Театр пример осознанной, системной, неслучайной, контролируемой работы с эмоцией. Ведь не просто так, от полноты души, артист вышел вдруг на сцену что-то изображать. Есть директор театра, есть режиссер, есть те люди, которые создают большой красивый эмоциональный поток. Он направляется в зал, чтобы люди испытали яркие чувства. Именно театры создают «эмоциональный каркас» города.

А зачем бизнесу заботиться об эмоциональном каркасе города?

По закону, названному в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, – 20 процентов усилий дает 80 процентов результата. В театр приходит 20 процентов, но влиять они будут на 80. Бизнес хорошо понимает, что работа с большими идеями, со смыслами это прерогатива культурных институций, поэтому готов поддержать не только театры, но и музеи, любой проект, который влияет на общество. Потому что настроение общества влияет на бизнес. И у социально ответственного бизнеса есть огромное количество программ и бюджетов. Есть желание поддерживать не только гигантские великие институции, но и маленькие, независимые театры в малых городах и деревнях, библиотеки, клубы. Размеры значения не имеют, важна идея. Как только появляется идея, у продюсера или театра сразу появляются партнеры. Нужно не бояться и смело предлагать, а не жалобно просить.

Можете привести пример, чем деревенская Библиотека может заинтересовать бизнес?

Важно четко понимать, какие изменения будут в результате твоего проекта. Допустим, Библиотека выбрала глобальную цель и заявляет, что хочет решить проблему таяния льдов. Для этого она проводит конкурс детского рисунка «Арктика». Изменит ли это ситуацию с таянием льдов? Нет, не изменит. А что изменит конкурс детского рисунка?  Он поможет воспитать детей, влюбленных в Арктику. Они вырастут и пойду учиться, чтобы стать полярниками, экологами, они вырастут с мечтой об Арктике в сердце, с любовью к ней. И когда-нибудь поедут спасть льды и медведей. Работа вперед на десятилете! Но с детьми такая работа и будет эффективной, но тут же становится понятно, что одного конкурса недостаточно. Нужно организовать кружок по изучению Арктики, открыть «Арктическую школу при библиотеке», а может быть, в городе уже есть единомышленники…

И постепенно вырастает большой, красивый проект, который на самом деле может на что-то повлиять. И бизнес понимает, что это не блажь однодневная: «Дайте денег на конкурс детского рисунка». А маленький гордый проект, в маленькой институции родившийся, но имеющий своей целью решение большой глобальной идеи. И вот тогда эта Библиотека может получить надежного долгосрочного партнера, серьезный бюджет и реально изменить мир.

И изменить будущее.

Слоган  Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров «Будущее становится настоящим». Мы стараемся изменить сегодня, и оно действительно меняется и становится будущим мгновенно. Удивительно, столько изменений происходит и как быстро они происходят. И от нас зависит то, каким оно будет это будущее, как бы банально не звучала эта фраза. Поможем мы маленьким театрам вырасти, значит, они вырастут и окрепнут, не поможем, могут закрыться. А что будет, если закроется маленький театр? Это значит, что там, где он был, вырастут дети и подростки, ни разу не побывавшие в театре, пенсионеры окажутся в ситуации культурного голода, взрослые люди не получат «отдушины» после своей тяжелой работы, интеллигенция вообще потеряет смысл жизни.

А может быть наоборот? Бывает?

 Мне очень нравится история «Петровского деревенского театра» в селе Петровки Смоленской области. Это первый такой театр, его, в прямом смысле слова, строит Юрий Макеев, создатель, руководитель, режиссер и актер чудесного «Театра вкуса» и его семья.  В деревне, где за 300 км ни одного театра, создается «Вкусная Арт-ферма». Здесь живут куры, коровы, козы и прочая живность. И здесь открылся Театр. Жители Петровок и окрестных деревень ни разу не были в театре: ни дети, ни взрослые, ни старики… И вот, приехали московские актеры, появились спектакли, стали ходить люди, удивляться, смотреть, чувствовать. Обязательно подтянутся и городские зрители, потому что театр хороший и такое пропустить нельзя, и потому что хочется, возможно, впервые в жизни, увидеть и показать детям деревню, живую корову или козу. Вот оно будущее, которое стало настоящим и если есть такие люди – наше будущее прекрасно.

Театр объединяет, это факт.

Мне очень нравится, что после ВФТМ театры начинают ездить друг к другу на гастроли. Они встретились, познакомились, провели вместе 5 дней и вот уже договорились приехать в гости. Это уже друзья. И то, о чем все время говорит Наталия Сергеевская - театр надо строить по любви. Вы только представьте себе эту огромную сеть любви, протянутую от города к городу, от театра к театру, от человека к человеку. Мы все связаны этими мощными эмоциональными связями, которыми прошита карта нашей страны. Нам нужно было только встретиться, чтобы понять, что мы друзья, что мы можем вместе работать, выручать друг друга, помогать, делать вместе нашу работу лучше. И договориться здесь сегодня, значит, сделать будущее лучше, ярче, интереснее. Сделать его настоящим. Может, и пафосно у меня всё это вышло. Но я, действительно, так чувствую.

Какие качества должен культивировать в себе театральный фандрайзер? Давайте попробуем составить несколько заповедей фандрайзера.

Заповедь номер один. Не ныть! Нормальный фандрайзер не попрошайка! Не нищенка, которая ходит с протянутой рукой и печальным голосом вымаливает копеечку. Фандрайзер это профессионал, который умеет грамотно свой проект построить, понимая, для чего он затевается. Бизнес, в первую очередь, поддерживает результат, вектор движения к какой-то цели, а не сам процесс.

Заповедь номер два. Думать. Если Вы хотите поставить спектакль – объясните, почему именно в этом городе, в этом формате, какую проблемы, если не решит, то подсветит, даст возможность какой-то конкретной аудитории о чем-то задуматься. 

Заповедь номер три. Быть ответственным партнером. Фандрайзер должен уметь не только четко спродюсировать проект, но и нести ответственность за его сборку. У бизнеса в проекте обязательно должна быть «посадочная полоса». Не должно быть так – вы партнеров привели в проект и бросили. Это не просто и не только логотип в афише или роллап в фойе, хотя и это тоже. Дайте партнеру донести до вашей аудитории свое сообщение, кстати, совсем не обязательно, что оно должно быть торгово-рекламным. Как раз наоборот.

Заповедь номер четыре. Точный выбор темы, повторяемость проекта и уровень организации помогает бизнесу находить ваш проект самостоятельно. Если театр дает важную тему и совершенно осознанно умеет разговор промодерировать, то бизнес тоже будет искать партнерства с вами. Мы уже 4 года проводим Вахтанговский фестиваль, плюс бесчисленное количество региональных сессий, последние годы наши партнеры приходят к нам сами. Потому что понятно, чем мы занимаемся, какие задачи решаем.

И, наконец, самое важное – помнить, что Партнер - полноценный участник проекта. Мы бизнес не отодвигаем в сторону – логотип на афише, вот ваше место. Мы на ВФТМ принимаем партнеров, как полноценных участников проекта, даем им возможность выступить, рассказать о своей работе, принять участие во всех обсуждениях фестиваля.

Как вам кажется, что изменилось в сфере партнерских отношений театра и бизнеса за последние годы?

Для театра очень важно не стесняться помощи бизнеса, не стараться партнеров припрятать, отодвинуть, с чем постоянно сталкиваются мои ученики, а они работают по всей России - от Камчатки до Калининграда. Театр часто, как будто, стыдится спонсоров. Деньги брать не стыдно, а красиво, пышно представить партнера стыдно. Я рада, что за время работы ВФТМ тема фандрайзинга и партнерства перестала быть таинственной и запретной. А то были у всех свои номерочки, свои звоночки, имена-пароли-явки, о них шепотом рассказывали, чтобы никто не услышал. Я счастлива, что фандрайзинг стал нормальной менеджерской компетенцией. Театры открыто рассказывают о бизнесе, который их поддерживает. В этом есть  большая заслуга ВФТМ - кейсы фандрайзинговые были внесены в программу уже с первого фестиваля. И я точно знаю, что мой кейс театра «Пуговка» послужил примером и вдохновением для множества честных театров по всей стране. То самое решение, которого им не хватало. И понеслось! Множество театров привлекли к своей работе партнеров, после того, как узнали, что это можно делать! Иногда, важно просто сказать: Ребята! Дружите домами!

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русская Фёкла" научит ребят и взрослых основам экологичного потребления
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы

В Москве

Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
ГМИИ им. А.С. Пушкина запускает акцию "Импрессионисты вместо жары"
Снова о гениях и злодеях. Премьера "Маленьких трагедий" в Малом театре
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть