Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
20 февраля 2019
Экзотический этнический музыкальный узор на Сочинском фестивале искусств
20 февраля 2019
"От Рубенса до Макарта" — в венской Альбертине открылась выставка художественного собрания дома Лихтенштейнов
20 февраля 2019
Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
19 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Культура – это признак человечного в человеке"

Интервью с директором Донецкой филармонии Александром Парецким

Генеральный директор Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий
© Министерство культуры ДНР

Герой нашего интервью считает, что военный конфликт на юго-востоке Украины для сферы культуры стал источником возрождения. Люди по-новому взглянули на искусство, найдя в нем отдушину от окружающего кошмара. Пролитая кровь, народная боль и страдания воплотились в поэмы и военные песни, картины и скульптуры, пьесы и спектакли.

"Бороться, возрождать и помнить" - под этим негласным девизом развивается культура Донецкой Народной Республики. О преодолении сложностей, с которыми столкнулась эта сфера с началом военных действий, о своем отношении к украинскому репертуару и о планах на будущее рассказал генеральный директор Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.

Александр Александрович, расскажите немного о себе. Как нам известно, Вы лауреат международных музыкальных конкурсов, выступали в Чехии, Польше, Великобритании, Грузии. Поделитесь с нами воспоминаниями о гастрольном периоде вашей жизни.

О себе всегда сложно рассказывать, неловко в какой-то мере. Все свое детство и школьные годы я увлекался математикой, и ничего не предвещало того, что я начну заниматься творчеством и посвящу свою жизнь искусству. Но однажды, в новой школе, в которую я перешел, преподаватель по пению заметила, что я выделяюсь, и предложила усиленно заниматься и развивать вокальные способности. Можно сказать, с того времени и начался мой творческий путь.
Что касается гастролей, действительно, были памятные поездки, но больше всего мне запомнились гастроли в Европу уже накануне печальных событий. Я приехал в Великобританию с концертом, а в это время на майдане происходили трагические для украинского государства события.

Расскажите о самых знаковых событиях во время вашей работы на посту министра культуры Донецкой Народной Республики?

На мою министерскую деятельность выпало много знаменательных событий. За этот год мы наладили творческие связи с российскими коллегами. Например, с Российской государственной цирковой компанией, артисты которой, рискуя в прямом смысле жизнью, несколько раз приезжали с гастролями в Донецк. Последние новогодние представления отшумели совсем недавно. Тысячи детей насладились цирковым искусством: выступлениями именитых циркачей и дрессированных животных. Отдельной победой стало начало восстановительных работ в Донецком краеведческом музее. Все левое крыло музея было практически полностью разрушено. Сейчас же при поддержке главы республики и содействии МЧС удалось восстановить большую часть. И, конечно же, наше министерство приняло непосредственное участие в организации концерта известной на весь мир пианистки Валентины Лисицы 22 июня. Этот концерт уже вошел в историю. Более десяти тысяч человек собрались под открытым небом возле монумента "Твоим освободителям, Донбасс". Прекрасная Валентина Лисица совместно с симфоническим оркестром не оставила никого равнодушным. Чувство возвышенности духа, трепета и восторга еще долго не покидало нас. 

С какими сложностями столкнулась сфера культуры с началом военных действий?

С 2014 года Украина приостановила выплаты заработных плат, но, несмотря на это, наши культурные учреждения ни на день не прекращали свою работу. Даже в самое сложное время библиотеки, музеи, театры и филармония работали. Филармония первой из концертно-театральных организаций открыла сезон - в условиях тотального обстрела в центре Донецка состоялся посвященный дню города и дню шахтера фестиваль "Донецкие самоцветы".

Среди наших творческих деятелей много выдающихся людей, которыми могла бы гордится не только Украина или Россия, но и любая европейская держава. Тем не менее, Украина отказалась от них, не предложив никакой помощи, что в свою очередь прискорбно. Удивительно, как легко государство отказалось от весомой части своего культурного наследия.
 
Когда в разгар обстрелов я еще был рядовым артистом, и на улицах Донецка висели наши афиши, сообщающие, что День шахтера все-таки состоится, мы, участники этих концертов, до последнего не верили в то, что выступления будут. Вокруг гремели, разрывались снаряды, жители стремились покинуть город, на окраинах и под Донецком ежедневно гибли люди. Это было очень напряженное время, и многим было не до культуры.

По какому принципу выстраивается сейчас культурная политика в Донецкой Народной Республики? На чем делаются акценты, чему уделяется больше внимания?

Культура играет важнейшую, передовую роль в жизни человека. Кажется, что если будет хорошая экономика, будет промышленность, то будет и все остальное. Но очень важно помнить, что если в обществе нет духовности, то нет и самого общества. Человек без культуры, без тяги к "прекрасному" перестает быть человеком. Сегодня в Донецкой Народной Республике задача по линии культуры прозрачна - все силы возложены на то, чтобы духовность и культура Донбасса сохранялась и развивалась. У нас очень хороший уровень подготовки исполнителей, театральных, музыкальных деятелей и нам действительно есть, чем гордится.

Повлияла ли война на репертуар филармонии?

Творческая элита Донбасса на международных гастролях всегда представляла и русскую, и украинскую культуру. Будучи на гастролях в Польше, Чехии, Великобритании, я всегда пел и украинские, и русские песни. Музыка – это святое, это любимое. Я не могу представить себя, своих коллег без любимых песен "Два кольори", "Пісня про рушник", песен, которые воспитывали нас. В них нет ничего плохого.

Здесь очень важно отметить главное - жители Донбасса, жители восставших городов и районов Донецкой области противостоят не украинской культуре, не языку, кто бы и как бы к нему не относился, а восстают против явных преступлений пришедших к власти сил. Сегодня украинские правители натравили брата на брата, соседа на соседа – это безумие.

На Ваш взгляд военные действия наложили отпечаток на сферу культуры? В чем это проявляется?

Конечно наложили, это естественно. Отпечаток наложила в свое время и Великая Отечественная война. В такие тяжелые времена сразу появляются патриотические и военные песни.

В приёмную Министерства культуры простые жители города, труженики приносят свои тексты, песни, посвященные мужественному и героическому Донбассу. Год назад в помещении Донецкой оперы состоялся симфонический концерт современных донецких композиторов. Многие произведения, получившие восторженные отклики, были написаны уже во время трагических событий. Летом эта программа была исполнена симфоническим оркестром на сцене Ростовской филармонии. Среди нового военного репертуара в каждом направлении, в каждом жанре можно найти талантливые произведения. "Вставай, Донбасс" - первая ласточка, вдохновлявшая народ Донбасса на подвиги, поддерживала и придавала силы.

Мы сегодня являемся свидетелями настоящего бума по части написания прозы и стихов, посвященных военным событиям. Сейчас под эгидой Союза писателей и Министерства информации ДНР молодые и именитые поэты, прозаики, музыканты могут делиться своим накопленным творчеством с широкой аудиторией. Знаменитая на Донбассе поэтесса Анна Ревякина в том году презентовала свою новую книгу, зачитывая свои стихотворения под открытым небом.

Каждый творческий человек не может не ощущать всю ту боль, которая таится в сердцах наших сограждан. Каждый разрыв снаряда калечит души наших людей, и они, в свою очередь, выражают свои эмоции и мысли на бумаге, в песнях, в искусстве.

К слову, никаких циркуляров о запрете украинского или преобладания российского в Республике не было и нет. Все идет естественным путем. В украинское время наоборот было доминирование украинского языка, при чем насильственное доминирование. С учетом того, что у нас в Республике 95% русскоязычного населения, в школах, в свою очередь, основным был украинский язык, документооборот, название улиц и продуктов аналогично.

Сегодня же ситуация приходит в разумное соответствие, когда на улицах появляются названия на русском язык, документооборот и все прочее приходит в комфортную для населения систему.

Также на наших концертных площадках можно увидеть как русские, так и иностранные, и украинские спектакли. В музыкально-драматическом театре с успехом продолжает идти спектакль "За двумя зайцами" Михаила Старицкого на украинском языке, на суржике. Продолжают звучать произведения украинских композиторов. Совсем недавно один из концертов открывался произведением Мирослава Скорика - украинского композитора, народного артиста Украины. Ничего болезненного и насильственного для творчества не происходит. Донбасс демонстрирует благоразумие: мы не сносим памятники, не декларируем неоправданные запреты. Памятник Шевченко как стоял возле Дома Правительства (бывшая Облгосадминистрация), так и стоит.

Расскажите о работе филармонии в военное время. С какими сложностями сталкивались?

Самая главная сложность – непосредственно военные события. Коллектив необходимо было сохранить. У предыдущего генерального директора Донецкой филармонии Валерия Гуля была сложная задача, с которой он, на мой взгляд, определенно справился. Многие музыканты, которые являются весомой составляющей симфонического и камерного оркестров, с началом войны попросту начали терять ориентиры. В сентябре 2014 года здесь уже не было Украины, но не была еще и надлежащим образом сформирована Донецкая Народная Республика. Люди боялись и не понимали, будут ли им выплачивать заработную плату, будут ли финансироваться мероприятия и проекты. Каждый концерт, каждая постановка требует определенных затрат. Но Валерию Даниловичу удалось сохранить коллектив, хотя это фактически стоило ему жизни. Валерий Даниилович возглавлял филармонию 22 года. Военные события подкосили его здоровье, в мае 2015 года филармония осиротела.  

Каковы ваши планы на будущее?

На протяжении всей своей истории Донецкая филармония работала, осуществляя культурно-просветительскую деятельность, проводя высокохудожественные концерты во всему Донбассу. Наши музыкальные коллективы выступают не только на сцене филармонии, но и выезжают с концертами в отдаленные города и районы нашей Республики, знакомя детей и взрослых с лучшими образцами мирового музыкального наследия.

Мы сегодня имеем хорошие творческие связи с филармонией Луганской Народной Республики. В этом месяце состоялись обменные концерты. Наши солисты выехали в ЛНР и показали музыкально-литературную программу, посвященную 120-летию со дня рождения Сергея Есенина, а солисты ЛНР соответственно к нам, представив концертную программу под названием "Хорошее настроение". На концерте присутствовали ведущие коллективы Луганска – ансамбль "Киевская Русь", танцевальный коллектив "Рондо" и ведущие солисты. Они исполнили самые разнообразные композиции, ретро-музыку, произведения из отечественного и зарубежного репертуара.

Во второй половине марта мы проведем Международный джазовый фестиваль "Джаз форум". В нем примут участие коллективы из Луганской Народной Республики, ведущие коллективы ДНР. Также, мы получили предварительное согласие от одного из ведущих джазовых коллективов Москвы. Название его огласить пока не могу – пусть это станет сюрпризом для зрителей. В рамках фестиваля состоится конкурс среди молодых джазовых музыкантов. Они смогут продемонстрировать свое мастерство, заявить о себе на публику, а лучшие выступят на большой сцене.

Сегодна мы также работаем над активизацией отношений с коллективами Российской Федерации. Наши коллективы уже выезжали с выступлениями в Северо-Кавказскую и Курскую филармонию. Очень хочется верить, что взаимодействие будет налажено и принесет свои плоды – появятся стабильные творческие связи, творческое взаимодействие.

Андре Мальро однажды сказал "Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать". Что Вы думаете о данном высказывании? Не кажется ли Вам оно символичным для культуры Донбасса?

В словах любого человека, философа, есть и истина, и толика домысла. Сегодня жителям Донбасса приходится, они вынуждены, отстаивать и бороться за свою культуру и ценности, за культуру, которую мы впитали с историей от наших предков. Как бы там ни было, что бы о нас не говорили, но на Донбассе всегда преобладала русская культура, русская духовность. И унаследовать нужно, и бороться нужно. В отличие от слов Мальро мне ближе по духу фраза Карла Маркса о том, что "культура – это мера человечности в человеке".
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
Подвиги Дон Кихота и разговоры с Богом: выступление Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского
Отец и сын — в Московском театре Олега Табакова снова идёт "Матросская тишина"
Кремль на кончиках пальцев — в Музеях Московского Кремля представили новую программу
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть