Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 ноября 2016 18:18

Прогулка с "Мастером" по "Вишневому саду"

История из первых рук: борьба за театр и за "окультуривание" зрителя. Интервью с Александром Вилькиным, Мастером, как называют его ученики-щукинцы, и худруком "Вишневого сада".

Фото: Илья Золкин
Фото: Илья Золкин
Его родители были известные хирурги, а сам он ушел из медицинского с 3-го курса. И ведь не зря! Закончил и актерский, и режиссерский факультеты "Щуки". Служил актером и режиссером в легендарном театре "На Таганке", где работал над спектаклями "Бенефис", "Деревянные кони", "Мастер и Маргарита", вводил актеров в спектакль "Тартюф". И даже два года по требованию Юрия Петровича исполнял обязанности художественного руководителя, что не очень нравилось коллегам по театру, но что делать? - таково было распоряжение Любимова. Вилькин дважды уходил с Таганки, но Любимов возвращал (один раз даже с помощью министра культуры!). Почему? Видно, рамки этого гнезда становятся тесными и как бы не было больно, но приходится его покидать и заниматься уже своей жизнью и в другом пространстве. "Но я не о чем не жалею. Глупо жалеть. Как у Высоцкого: "Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним".

Вилькин поставил более 150 спектаклей и в России, и за рубежом, является Кавалером Ордена "Поморский гриф" за выдающиеся достижения в развитии современного театра в Польше. Более 20-ти лет преподавал в Щукинском театральном институте.

Фото: Илья Золкин

Вилькин А.:
Нас учили "развлекая, обучай" , а теперь тенденция "развлекая, отвлекай". Но мы в нашем театре пытаемся "окультурить" зрителя. Потому и репертуар был выбран серьезный – русская и зарубежная классика: Чехов, Островский, Достоевский, Мольер, Шекспир. Есть детские спектакли, а есть и развлекательные комедии, но не это является основой существования и роста театра. Надо на классической драматургии фундамент выстроить, а уж потом давать возможность поисков новых форм, новых идей. Но так чтобы это было не на песке, а на достаточно крепкой платформе.

Что нового выпустили уже в новом здании и что панируете выпустить?

Вилькин А.: В театре вышел очень удачный спектакль по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи "Танго бабочки". Пользуется большим успехом спектакль "Пеппи Длинный чулок", и Арбузовский "Бедный Марат".
Сейчас идет работа над еще одной пьесой Арбузова "Старомодная комедия".  Она немножко сентиментальная была в свое время, но сейчас можно отнестись к ней жестче. Нужно поговорить и о нежности, о доброте, о том, что к концу жизни вдруг приходят люди к одному понятию – чтобы уйти от одиночества важно подставлять друг другу плечо, попытаться "чужую боль воспринимать как свою собственную".

После Нового года надеюсь приступить к центральному событию в жизни театра – постановке "Бориса Годунова". Когда спрашивают, а о чем сегодня пушкинская драма? Я говорю: там все написано – никакие высокие цели не оправдывают преступные методы их достижения.

Я не все ставлю один, а даю возможность постановок своим ученикам. Но держу их в определенных рамках, для того чтобы то, что они оставят отличалось от потока "белиберды", который мы часто видим сейчас на сценах разных театров.

Каков Ваш режиссерский "почерк" и в чем индивидуальность театра?

Вилькин А.: О режиссерском почерке и манере театра должны писать критики. Мне повезло, я общался и с К. Рудницким, с Т. Бочелис, Б. Зингерманом, с Татьяной Шах-Азизовой, Натальей Кузьминой... Я мог с ними не соглашаться, но мне было очень интересно их слушать. Многое брал себе на вооружение. И плюс 27 лет существования с Ю.П. Любимовым на Таганке. Когда меня спрашивают: Вы что ничего не боитесь? Я говорю: Нет. Во-первых, мне уже много лет, а во-вторых, с Юрием Петровичем я прошел такую школу взаимоотношений с чиновничьим аппаратом, что для меня уже никаких новостей и неожиданностей нет – все ходы уже просчитаны.

Сейчас чиновники хотят, чтобы спектакли начинались в 8 вечера, а заканчивались в 21.30, желательно чтобы было что-то легкое, ненавязчивое, развлекательное. Их не интересует художественная сторона дела! А как они могут заниматься культурой, если не понимают основ театра? Бисмарк сказал: "Русских невозможно победить, мы в этом убедились за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они сами себя победят".


Хороший театр всегда отражает те или иные болевые точки времени и общества. И, как хороший врач должен найти симптоматику этого заболевания, определить его, а потом уже выбрать либо медикаментозные, либо операбельные средства излечении от этой болезни. Во всяком случае указывать пути к выздоровлению. Так я понимаю основную задачу и функцию театра.

А индивидуальность нашего театра? В основу закладываются законы русского репертуарного психологического театра. Хотя есть спектакли разной формы. Это зависит от автора, конечно. Существование артистов должно иметь несколько составляющих: ощущение целого, ощущение перспективы и эмоциональное заражение зрительного зала, тем, о чем хочет сказать ансамбль. Это не касается жанров, авторов, а касается определенных программ существования.

Люди в театре очень разные, они схожи, наверное, в своем тщеславии и это объективно, такова профессия. Но они должны быть объединены тем, как сделать этот мир хотя бы немножко лучше. А уж все нюансы нашей работы пусть определяют зрители, которые ходят или не ходят в театры, и театральные критики".

В этом сезоне пошел 21 год существования "Московского театрального центра "Вишневый сад" под руководством Александра Вилькина", но всего лишь второй сезон театр живет под своей крышей на Малой Сухаревской площади в 2-х минутах ходьбы от метро "Сухаревская".


За 21 год труппой театра и его руководителем было пройдено много разных путей и дорог, но удалось выдержать и удержаться. Вся сложность 20-ти летнего существования – театр жил без крыши над головой. Играли на других московских площадках – кто приютит. И тем не менее в 2015 году они въехали в новое здание. Борьба шла не на жизнь, а на смерть – здание-то в центре Москвы! А теперь архитектором получена даже грамота за лучшее театральное здание в Москве. Хотя борьба и сейчас не закончена...

Играть спектакли начали уже через два месяца после въезда в театральный центр. Весь прошлый сезон был потрачен на освоение здания, но они смогли перенести на новую сцену18 спектаклей текущего репертуара. Сейчас уже 21 спектакль и собрана крепкая труппа. Есть и постоянные зрители, те, кто нашел здесь "свой" театр, своих актеров и режиссуру.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Вековой юбилей бестселлера Станиславского
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть