В преддверии праздника мы встретились с ним, чтобы поговорить о работе с актерами, бесстрашии и вере в себя.
Когда актеры, которых вы учили, получают премии или дают интервью и упоминают о вас, как вы на это реагируете?
Я думаю, что любому человеку, о котором что-то говорят, это должно быть приятно. Но, если честно, я не так часто читаю что-то о себе. (Смеется.) В этом контексте, по крайней мере. Но мне приятно, когда театр получает премию. Думаю, премией является каждый спектакль.
Какими психологическими качествами должен обладать артист, чтобы добиться успеха в своей профессии?
Вопрос в том, что вы подразумеваете под "успешным артистом". Критерий успеха у каждого разный. Для кого-то успехом является фотография на обложке глянцевого журнала. Для кого-то самочувствие или количество денег на счету. Не только в культурах, но и даже в рамках одной культуры это воспринимается по-разному.
Психологические качества тоже могут быть очень разными. Это эгоистичная профессия. И поэтому очень важно, чтобы люди смогли действительно заботиться о других. Наличие в них чего-то, что они могли бы донести. И способность переступить через свои амбиции, потому что актер – зависимая профессия.
Как научить будущего артиста эмпатии по отношению к своему партнеру на сцене?
Этому как раз учит Григорий Михайлович Козлов, Галина Ивановна Бызгу и я. Существует много тренингов. На самом деле, мы учим не играть. Но очень сложно играть так, чтобы это не очень походило на игру.
Как сделать так, чтобы актер чувствовал и видел другого актера? Это очень интересно, потому что мне кажется, это один из наших базовых принципов. За годы обучения наши артисты научились чувствовать друг друга. Скорость, на которой они могут воспринимать и реагировать друг на друга, гораздо выше, чем, например, у какого-то собранного коллектива даже суперзвезд, суперпрофессионалов. Все равно эти наработанные связи в жизни очень сильны. На них построено очень много. Ну, и тренинги, конечно. Мы тренируем интуитивное восприятие. Главное, чтобы люди были открыты этому, потому что интеллектуальный подход не самый быстрый и не самый мощный. Для того, чтобы люди доверяли моменту, нужно расслабиться.
Не считаете ли вы, что каждый человек должен пройти какой-то адаптированный, возможно, упрощенный курс актерского мастерства?
Нет. Если бы вы были моей дочкой, я бы вам сказал ни в коем случае не поступать в театральный, и жить нормальной жизнью. Театр делает людей более сложными.
Мы учим профессии, и я надеюсь, что мы просто хорошие люди. Если актеры общаются с хорошими учителями, они что-то получают и в будущем смогут это передать. Это база всего.
Да, это правда.
Вот первый раз вы со мной согласились.
А для вас это важно?
В некоторых вопросах – да. Если речь идет, например, о свободе женщин, то для меня важно, чтобы люди согласились со мной. Это то, что надо защищать. Женщина должна приходить к тому, кого она любит. Нет свободы женщин – нет свободы вообще. И для меня важно, чтобы мир услышал это, и согласился. Но он не всегда согласен, к сожалению.
Что для актера должен сделать хороший режиссер?
То, что делает Козлов. Он должен ему помочь. Он должен его любить и действительно уважать. Я думаю, Григорий Михайлович идеальный режиссер. В том числе, во взаимоотношениях с актерами.
Если режиссер по какой-то причине не любит актера, они смогут работать вместе?
Трудно представить. Наверное, это может происходить с режиссерами, которые ездят в чужие театры и ставят там… Но я бы полюбил. За что актеров не любить-то? Полюбил бы все, что происходит.
Люди, которых любят, чувствуют это. Все люди чувствуют, как к ним относятся. Всегда. Неважно, актер это или любой другой человек. Если их ценят и любят, в ответ они будут раскрывать свои лучшие качества.
Вы в каждого человека верите?
Да, я верю в потенциал каждого человека.