Предисловием к этому интервью можно считать рецензию на
спектакль "Васса Железнова" Театрального института имени Бориса Щукина (курс Г.В. Шапошникова, режиссерская группа, режиссер В.М. Маркин).
Светлана, как? Как у вас получилось так сыграть Вассу Железнову?
Я этого вопроса боялась. Боялась,что вы придете и начнете именно с него. Но, наверное, спасибо маме с папой, и генам, и режиссеру Валерию Михайловичу Маркину, конечно же. Он давал опорные точки. Они заложены в разборе. Из спектакля в спектакль я пробую новые вещи. Но главные основы персонажа были заложены именно режиссёром. Я на них очень сильно опираюсь. Это как стена, куда можно опереться и пробовать дальше. Внутренняя опора.
Я не поверю, что вы в свои 24 года можете понять чувства женщины, родившей девятерых детей. Это технически невозможно.
Я как огня боялась этой репетиции. Так надеялась, что режиссер уберет фразу про то, что я родила девятерых детей, осталось трое. Помню, была репетиция, где я не участвовала. Я, как ответственная студентка, села с блокнотиком и начала выписывать. Девять детей. Каждому имя. Когда родился, какая биография. Вот так прямо, вкопаться в материал. Не знаю, помогло мне это или нет, и что там было написано. Но я действительно проработала каждого ребенка. Мне Вассу очень жалко. Возможно, это сработало. Мне кажется, что в этом основа актерского мастерства, через эмпатию. Васса близка мне. Я родилась в Волгограде, так что с детства в Волге, как и героиня Горького.

Фото сцен из спектакля Елены Бекиш. Архив учебного театра. © Театральный институт имени Бориса Щукина. 2025 год.
Что вы делаете перед спектаклем? Как набавляете себе 18 лет?
Мою прабабку все в семье называли Васса. И если посмотреть на ее фотографии, она чем-то похожа на Пашенную. Когда я работала над ролью, мне нужно было родство найти. И я искала его через эмоциональную связь со своей прабабушкой. Еще когда мы начинали работать с Валерием Михайловичем, мне хотелось добавить какой-то визуальный образ героине. Например, я предлагала: давайте сделаем ей шрам на пол-лица. Мне было так страшно работать, что я хотела через образ пойти. Тем более что Щукинская школа славится своими образами. И мне это очень нравится. А Валерий Михайлович сказал очень правильную фразу: "Образ – это я в предлагаемых обстоятельствах". Потом, работая над Вассой, я поняла, что он имеет в виду. Личная история, моя семья. Если бы я сама через все это прошла. Перед началом я часто раскручиваю эпизод из жизни Вассы, раскручиваю в голове. Поскольку спектакль построен в реалистической манере, его просто не вывезти. Каждый раз нужны какие то дополнительные моменты. Особенно люблю сцену с Пашей Третьяковым. Он мужа играет. Каждый раз мы с ним обсуждаем дополнительные отношения героев.
Я прочитал отзыв одной девушки, которая написала, что хотела броситься на Павла Третьякова, в той сцене, когда он вас душил, чтобы отбить вас от мужа тирана. И я понимаю, что рано или поздно кто-то бросится. Если честно, и мне бы хотелось его ремнем отходить (не актера, а персонажа, конечно же).
Я первый раз работаю над ролью так подробно. (Васса Железнова – первая крупная роль Светланы. – прим.авт.). Все складывается из деталечек.
Как вы считаете, вы нашли свой образ? Или хотите попробовать что-то другое?
Повторяться неправильно. Рано или поздно, но спектакль умрет, вместе с ним умрет и образ.
Вы не боитесь, что после Вассы вам будут предлагать соответствующие роли: Аркадина, Раневская?
Я почувствовала, что это уже есть. Я же на режиссерском учусь. Мы постоянно ставим различные отрывки. В итоге я сыграла Зойку, Леди Макбет, Марию Стюарт, Медею. В общем, сплошные королевы. Села, задумалась. И на последний самопоказ я беру Соню из "Дяди Вани" ради фразы: "Я некрасивая". И перед самопоказом педагоги спрашивают, кого берешь? Я отвечаю. Все сразу начинают восхищаться: "Ой, Елена Андреевна. Прекрасно! Это твое!" А я говорю: "Нет! Соня" Все удивились. Не понимали, зачем. В итоге хороший отрывок получился, неожиданный. Я бы хотела пробовать разные роли. Очень тяжело не повторяться, если играешь сплошных королев.

Лично я считаю, что в следующий раз вам надо сыграть проститутку.
Да! Очень хочу! Например, в горьковском "На Дне" или в других его рассказах.
А почему режиссерский факультет? Вы планируете быть режиссером?
Я реалистично подхожу к этому вопросу. Я выпускаюсь, мне 24 года. Вот как будто все театры сидят и ждут меня, режиссера, в 24 года. Ну нет, конечно!
Сейчас много талантливых молодых режиссеров.
Мне в первую очередь театр интересен. Я хочу когда-нибудь прийти к режиссуре. Но мне кажется, что сначала надо артисткой поработать. Пройти все это. Режиссер, он и актер, и свет, и звук, и композитор, и художник. Человек должен быть с богатым жизненным опытом. Я пока не считаю себя вправе. Пока что я хочу учиться. А поступила я на режиссерский потому, что мечтала поступить в Щуку. Я до этого училась в филатовском колледже. Ходила на показы. Мне хотелось театральной семьи. И получилось так, что я оказалась в тройке "счастливчиков", которых не назвали в качестве поступивших на курс Кирилла Альфредовича Пирогова. Хоть я прошла от самого начала до самого конца. Была потом годовалая депрессия. Я поступила в ГИТИС на бюджет на мюзиклы. И когда пришло время поступать опять, то выяснилось, что в Щуке набирают два курса. Один музыкальный, но смысл менять стены. И актерско-режиссерский курс. В актерской группе бюджетных мест нет. Только целевые. А в режиссерском три места. Ну и подумала: была не была. Поступила, потом втянулась. Даже поставила проекты в Екатеринбурге и Костроме. Мне очень нравится с артистами работать. Хотя я человек дотошный. Со мной работать не просто. Вот Валерий Михайлович ко мне подход нашел, за что я ему благодарна.
В чем заключается сложность?
Я понимаю, что хорошему актеру – профессионалу можно просто дать команду "Сыграй!" – именно так и он сыграет. Мне же нужно понять дистанцию, разобраться в том, откуда это идет. Если что-то я не понимаю, ничего не получится. Мне нужно все ногами пройти. С бухты-барахты вообще не могу.
Ну а если завтра заставят сыграть ткачиху – пойдете на ткацкую фабрику?
Конечно! Буду изучать профессию. Тщательно. Фантазия добьет потом. В той же "Вассе" есть вещи, которые я не могу понять на сто процентов. Например, счета, пароходство. Поэтому там очень многое играет фантазия. Моя задача не стать счетоводом, а чтобы вы поверили, что я такая.

В ближайший четверг у Светы следующий спектакль. На этот раз в зале будут сидеть серьезные профи, в том потенциальные "покупатели" её таланта. Волнуется ли она? Еще как! Но (!) для Светланы это тест на профессионализм. Актер должен великолепно играть вне зависимости от того, кто в зале: короли или бомжи. Выдержит ли? Верю! Но посмотрим.
Автор благодарит пресс-службу Учебного театра института имени Бориса Щукина за помощь в организации интервью.
До встречи в Учебном театре!