Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 ноября 2016 14:54

Адекватный абсурд провинциального театра: "Лысая певица" взорвала атомную бомбу

Димитровградский театр драмы имени Островского решился на смелый и рискованный эксперимент. После серии комедий на потеху почтеннейшей публики лицедеи представили спектакль, с которого зрители уходят, не дождавшись финала.

Фото: Димитровградский театр драмы имени Островского
Фото: Димитровградский театр драмы имени Островского

Но ничего страшного в этом нет, поскольку исход больше говорит о самих димитровградцах, не выдерживающих сюжетных хитросплетений, чем, собственно, о спектакле.

Интригу димитровградская драма держала в течение полугода. Еще весной главный режиссер театра Олег Александров заявил, что собирается удивить местную публику необычным спектаклем. Хотя, если уж говорить до конца откровенно, то работу над пьесой гуру мирового абсурдизма Эжена Ионеско, по которой и поставлен новый спектакль, Александров начал еще в Северодонецке, потом ставил в Луганске, откуда с частью труппы бежал от войны в Димитровград. Здесь еще два года пытался постичь "Лысую певицу". В апреле 2015 режиссерский набросок будущего спектакля даже был представлен на фестивале в Самаре.
 
Вообще "Лысую певицу" – первую пьесу Ионеско-драматурга – с самого начала ждало фиаско. Она долгое время не имела успеха у публики, которая не дожидалась конца представления. Так что случившееся на димитровградской премьере не ново. Режиссеру и актерам следует просто набраться терпения и быть готовыми к тому, что театр абсурда в райцентре атомщиков областного подчинения приживется не скоро.

Фото: Димитровградский театр драмы имени Островского

Сам режиссер с концепцией окончательно определился: "Это пьеса обо всех нас, о том, как рутина приводит людей к автоматизму в поведении и поступках, а заложенный в нас эгоцентризм мешает понимать окружающих". Жанр абсурда для Александрова – только фон, на котором очень тонко и в то же время эксцентрично раскрываются непростые, философские темы бытия.
 
Хотя за возможностью крепко призадуматься, пробираясь через ловушки Ионеско, Олег Александров оставляет лазейку для смешного. И в этом смысле режиссеру браво и бис. Поскольку не всякому, взявшемуся за сценическое воплощение классики абсурда, удается сохранить здоровое чувство юмора. Это шоу, которое, раз уж случилось оно в городе, где основным предприятием является научно-исследовательский институт ядерных реакторов, логично сравнить со взрывом атомной бомбы. А подробно анализировать происходящее на сцене – то же самое, что описывать метод действия распада энергии атомного ядра. При этом испытать на себе взрыв мозга – реально. На этот "тыдыщ" работает все – от сумасшедшей, причем во всех смыслах слова, игры актеров до в высшей степени оригинальной по своей интеллектуальной нагрузке и красоте сценографии, с чередующимися спецэффектами, и, конечно же, режиссуры.
 
Замысел пьесы пришел к Ионеско, когда он учил английский язык по методу, предполагающему запоминание целых предложений. Перечитывая предложения, он почувствовал, что не учит английский, а скорее открывает удивительные истины вроде той, что в неделе семь дней, что потолок наверху, а пол внизу: вещи, которые он, по собственному наблюдению, "уже знал, но которые просто ошеломили, поскольку были так же поразительны, как и бесспорно правдивы". Персонажи из учебника – господин и госпожа Смиты – стали главными героями абсурдистской пьесы, которая так и называлась поначалу "Английский язык без особого труда". Лишь оговорка одного из актеров, репетирующих первую пьесу новоиспеченного драматурга, помогла ему с окончательным названием:

– А как там певица? ("лысая певица", – оговорился лицедей)
– У нее та же прическа, что и обычно.

Фото: Димитровградский театр драмы имени Островского

Все это тот минимум, который не худо бы знать перед просмотром любой сценической версии одной из самых известных на сегодня пьес Ионеско. Однако в версии димитровградской драмы не обязательно знать и этого. Хотя действие представляет собой, казалось бы, нескончаемый разговор в английском доме в окрестностях Лондона, не покидает ощущение, что персонажи этого спектакля сошли с русского лубка.
 
Сама беседа в пьесе Ионеско, становящая к финалу все более странной и бессмысленной, в постановке Александрова становится местами настолько логичной, что дураком себе кажешься ты сам, сидящий в зрительном зале и не понимающий этих разумных людей на сцене, которые по-настоящему сходят с ума, лишь когда переходят с английской алогичности на русские пословицы и поговорки. Такой вот неожиданный, но привлекательный, если вдуматься, перевертыш.
 
Еще одна привлекательная идея постановщика в том, что он рискнул объяснить многие экивоки и недомолвки от Ионеско доступным массам музыкальным лейтмотивом из голливудских киношлягеров.
 
Но не все представители этих самых широких народных масс, как уже было сказано выше, готовы к адекватному восприятию димитровградского театрального эксперимента, за который сегодня и театры из мегаполисов берутся осторожно и с опаской. За эту талантливую смелость театра ему отдельный респект. "Лысая певица" при всех огрехах и оговорках еще не до конца обкатанного премьерного действа – высочайший уровень димитровградской драмы, на голову выше всего виденного здесь за последние три-четыре года.

Фото: Димитровградский театр драмы имени Островского
 
Чтобы противникам драматургии Ионеско не было совсем уж обидно, руководство театра пока предлагает на преждевременном выходе из зала бесплатный бокал шампанского. Возможно, так будет и впредь. Пока не привыкнут. А привыкают быстро. Ведь даже сейчас большая часть почтеннейшей публики понимает главное – спектакль призван безусловно нарушить зону комфорта – привычную, стабильную, автоматичную. Он всю устоявшуюся и застоявшуюся рутину провинциального городка перебаламучивает и заставляет включить мозги. Это раздражает, вступает закон единства и борьбы противоположностей. Но даже муниципальные чиновники от культуры, обычно насторожено относящиеся к разного рода театральным экспериментам, "Лысую певицу" не просто приняли безоговорочно, но посчитали "безусловно, победой театра и, конечно же, победой димитровградской культуры". Так провинция конкретно ответила обеспокоенному столичному театральному мэтру Райкину...
 
А неподготовленному зрителю все же не стоит опасаться некой интеллектуальной элитарности. Даже если происходящее на сцене кажется непонятным более получаса. Так запрограммировано самим Ионеско и буквально воплощено сценически, что произойдет некий щелчок, и история станет вполне себе вменяемой. Или покажется таковой. В этом секрет любого абсурда...
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть