От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    13 октября 2025 14:39

    У "Сахарного ребенка" жизнь не сахар

    Рязанский театр драмы инсценировал нашумевшую книгу Ольги Громовой.

    Фото Сергея Газетова предоставлены Рязанским театром драмы
    Фото Сергея Газетова предоставлены Рязанским театром драмы

    В Рязанском театре драмы идут премьерные показы спектакля "Сахарный ребенок" по одноименной книге Ольги Константиновны Громовой. 26 и 27 сентября, на самых первых представлениях, присутствовала и проводила автограф-сессию автор книги.

    На сайте учреждения культуры говорится, что и спектакль, и его книжный первоисточник основаны на реальной истории маленькой девочки. Аннотация звучит сколь трогательно: "Жизнь маленького человека, наполненная трагическими событиями, превращается во вдохновляющую, светлую и жизнеутверждающую историю. Это рассказ о стойкости, о воспитании через культуру, о способности преодолевать трудности и откликаться на чужую боль, даже когда собственная судьба была нелегкой. …Этот спектакль адресован всем, кто воспитывает детей или мечтает о семье. Ведь только осознавая и сохраняя свой культурный пласт, мы можем передать его следующим поколениям", – сколь и обтекаемо. В ней упоминается, что девочка осталась без отца в пять лет – но не объясняется, почему. Меж тем девочке этой исполнилось пять лет в 1936 году, и папа её в одну не прекрасную ночь "срочно уехал в Горький", как объяснила мама… Так о чем же эта история?..


    Эля (Анастасия Сылка)

    Полное название книги Ольги Громовой – "Сахарный ребёнок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской". Судя по всему, Громова записала и художественно обработала воспоминания дочери репрессированных в 1936 году родителей. Книга написана от первого лица непосредственным детским языком. Подача от лица ребенка, девочки Стеллы, которую в семье звали Элей, помогает опустить такие неприятные подробности, как то, за что папа был признан врагом народа, а мама и Эля – соответственно, его женой и дочерью, за что и подлежали высылке в Киргизию. Мама там сперва содержалась в исправительно-трудовом лагере, а затем просто жила на положении ссыльной. Белокурую городскую девочку киргизы прозвали "Кант Бала". Это значит "Сахарный ребенок". Однако жизнь у "сахарного ребенка" оказалась вовсе не сахарной, коль скоро в пять лет ей пришлось испытать политические гонения и обитание за колючей проволокой в жилой зоне лагеря, а накануне шестого дня рождения вохровец ударил ее прикладом по голове изо всей силы за то, что через колючку потянулась к близко выросшему степному тюльпану…


    Взрослая Стелла - Наталья Моргуненко 

    На рязанской сцене пронзительную книгу инсценировал Максим Евсеев. Отзыв на спектакль необходимо начать с того, что сам факт выбора этой темы – безусловно, поступок. В наши дни, как несложно заметить, российское общество переживает второй культ личности Сталина. Рефреном звучит, что никаких политических репрессий в пору его правления не было, это все выдумки и преувеличения чьих-то там наймитов. А если кто и попадал в лагеря или тюрьмы, а то и под расстрел, то исключительно за дело. И вообще цифры потерпевших сильно раздуты (еще бы, когда "указ семь-восемь", о борьбе с расхитителями социалистической собственности, сегодня признан сугубо уголовным, а не политической кампанией, которой и являлся, и по нему была осуждена львиная доля "сидевших").


    Мама - Наталья Моргуненко 

    О том, что "лес рубят – щепки летят", хорошо рассуждать, пока сам не окажешься "щепкой". В благолепие сталинского правления верят те, чью семейную историю не перепахало это "красное колесо". Более же беспристрастные люди знают, что репрессии, аресты и высылки существовали. И люди чаще всего попадали в этот маховик не "за дело", а "для дела". Мощная индустриализация требовала миллионов даровых рабочих рук. Этими руками и были вырыты каналы, построены электростанции и города в "голодной степи". На последние работы угодила и мама Эли, которая в лагере занималась формованием кирпичей.



    Большое спасибо коллективу Рязанского театра драмы за трогательный рассказ о судьбе девочки Эли, ее папы и мамы!.. Спасибо за то, что они языком искусства констатировали факт наличия в "прекрасной эпохе" тюрем и лагерей. И за то, что показали репрессированных обыкновенными людьми – такими же, как все, сидящие в зале. У семьи Эли была уютная квартира в Москве, милые домашние традиции, книги и карта мира, на основе которых девочка играючи постигала большие и сложные науки, и коняшка-качалка. Эля придумала себе "…любимую игру, в которую…  играла без родителей днём. Цель – переделать реальную или сказочную историю, спасти героя, чтобы конец был счастливым. На помощь призывались все известные мне исторические и сказочные персонажи, о которых раньше рассказывали мне родители. Я придумывала, как всё это сделать, а вечером, выслушав меня, папа давал советы, указывая на слабые места плана". И вот это маленькое сплоченное счастье оказалось разрушено большими политическими тенденциями. 

    А в ссылке Эля с мамой встречают другие "щепки" глобальной политики: то крестьян, еще по столыпинской реформе переехавших сюда на заре ХХ века, а то семью раскулаченных, прозябающих в Киргизии с 1929 года и уже привыкших к здешнему укладу. Перед такой откровенностью (ведь сегодня порой слышишь, что раскулачивание выдумала персонально Гузель Яхина!) остается только склонить голову.



    Но концептуально спектакль соответствует книге: оба они делают акцент не столько на страданиях людей, чью вину им (и нам) не объяснили, а на преодолении страданий. И еще на том, что свет не без добрых людей. Лейтмотивом повествования оказывается завет, данный Эле папой: "Хороший человек умеет терпеть". За мелкие добрые дела девочку называли "хороший человечек". Высшей же похвалой для Эли были папины слова "хороший человек". Эля доказывает и своей жизнью, и своим автобиографическим рассказом, что человек она действительно хороший, умеющий видеть в любом кошмаре светлые стороны. Постановка изобилует этими светлыми сторонами. Эля удается находить в окружающем мире воистину добрых людей. Даже начальник лагеря, случайно заговоривший с девочкой и выслушавший ее рассказ о том, как трудно приходится маме, над которой издевается бригадирша, начинает наводить порядок на исправработах и отпускает женщину с дочкой на поселение. Не уверена, что такое могло быть в реальности – но в контексте спектакля смотрится уместно. А дальше появляются в судьбе ссыльных только добрые люди – "столыпинцы" дед Савелий и баба Настасья, умный доктор, излечивший ребенка от брюшного тифа, славный киргиз Сосонбай, раскулаченные мама и дочка, подкармливавшие несчастных… На максиме "свет не без добрых людей" спектакль поднимается на высоту милосердия и прощения и оставляет светлое чувство. По-видимому, здесь Эля тоже сыграла в свою любимую игру: переделала трагичный финал в счастливый.


    Эля-манасчи (Анастасия Сылка)

    Однако у меня оставил противоречивое ощущение один прием режиссера. "Сахарный ребенок" богат музыкой и песнями. С одной стороны, это логично – Эля росла в интеллигентной семье, где упражнения на рояле были частью культурного кода. В течении спектакля песенными номерами обозначают прошествие времени и настроение событий. Причем песни используются самые разные, и некоторые я услышала впервые. Узнается "Сурок" на французском языке – символ скитаний Эли с мамой. Могу предположить, что для передачи духа времени прозвучала песня испанских революционеров. Иные вокальные номера мне так и не удалось распознать. Уместным, помимо "Сурка", выглядит фрагмент киргизского эпоса "Манас", исполненный Элей. Чтобы помочь маме заработать на хлеб, девочка решает стать манасчи – исполнителем эпоса, который ходит по базарам и т.п., поет и получает заслуженную мзду. Традиционно манасчи может быть только мужчина. Но Эля очень просит позволить ей попробовать – и Сосонбай разрешает и даже просит народ послушать "маленького манасчи". Пение Эли так всем приходится по вкусу, что ее обещают возить по колхозам с концертами.

    И все же из-за обилия музыкальных вставок спектакль приобретает формат мюзикла – а это, на мой взгляд, не очень подходит выбранной теме. Впрочем, не исключаю, что музыкальность – еще один из элементов "смягчения" всенародной трагедии в устах младенца. В конце концов, автор и режиссер так видят.


    Доктор - Валерий Рыжков

    И, разумеется, не могу не похвалить актерский ансамбль, где каждый играет по несколько ролей, замечательно перевоплощаясь (так же, как и скудные декорации "перевоплощаются" то в дом, то в землянку, то в железную дорогу, то в лагерь). В главных ролях заняты: Анастасия Сылка (Эля), Наталья Моргуненко (мама и взрослая Стелла), Роман Горбачев (папа). Женщины исполняют еще некоторые эпизодические роли. Также участвуют Марианна Гордеева, Мария Конониренко, , Никита Московой-Руссо, Борислав Носатов, и Валерий Рыжков (мастер преображения, не в обиду всем остальным будь сказано!). Режисcёр и балетмейстер Светлана Кузянина, художник-постановщик Екатерина Гандель, художник по свету Александр Рязанцев, видеохудожник Павел Гандель, музыкальное оформление Дмитрия Бачинского. Все эти люди помогли нам вспомнить то, о чем забывать нельзя. Сердечное им спасибо!

    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть