"Плохие хорошие". По пьесе Оскара Уайльда "Веер Леди Уиндермир". Театр имени Пушкина. Режиссёр Евгений Писарев.
11 декабря 2024
Те, кто сказал "Слово"
11 декабря 2024
"Любовное настроение" по одноименному фильму Вонг Карвая. Театр Наций. Режиссёр Артём Терёхин.
11 декабря 2024
В Казани наградили победителей регионального отборочного тура благотворительного фестиваля «Добрая волна»
11 декабря 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 октября 2024 12:40

"Морж, учитель и поэт" в МХТ им. А.П. Чехова

Спектакль по повести Артура Гиваргизова на Малой сцене МХТ. Режиссер Саша Золотовицкий.

Все фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Все фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

Пожалуй, единственная претензия (даже не претензия, а некое недоумение) – к названию. Почему Морж? Это далеко не главный действующий герой – скорее, совсем второстепенный. Может, потому, что звучит поэтично? Может! Принимаю.

Все остальное – близко к совершенству. Бывают такие спектакли, когда заходишь в зал, смотришь на декорации (простые, наивные) и понимаешь – в этих декорациях может произойти только что-то очень хорошее.

Так оно и вышло. Редкий случай, когда спектакль поставлен действительно для всех возрастов. Сюда можно приходить и взрослым, и старшеклассникам, и даже школьникам младших классов. Каждому будет интересно.

Хотя, парадокс, "Моржа" нельзя назвать ни детским, ни взрослым. Он и то и другое одновременно. Жанр обозначен как "Спектакль – путешествие", но это словосочетание не в состоянии отразить всей полноты картины. Это и сказка, и фантастика, и романтизм, и былина, и поэма, и пародия. В общем, все жанры, кроме реализма, наверное.

Главный герой Михал Михалыч – обаятельный бородач, похожий на капитана дальнего плавания, живет на берегу Северного Ледовитого океана. Ему 60, но в душе семь лет. Когда я прочитал аннотацию перед спектаклем, первая мысль возникла: главный герой – аутист.

Но нет. Михал Михалыч просто добрый человек, который любит радоваться жизни (и даже окончил университет). И не только он – в спектакле все радуются жизни.

Михал Михалыч живет не один, однажды в питерском зоопарке он увидел грустного белого медведя, которого тоже звали Михал Михалыч, и забрал его с собой. Затем где-то в вечной мерзлоте откопал живого мамонта, а потом бросился спасать утопающего в Северном Ледовитом океане, а это оказался морж, который также переехал жить к нему.



Жил Михал Михалыч не тужил, играл в шахматы, собирал грибы, превращал полицейских в философов, а потом решил посмотреть на южный океан и поехал путешествовать в Индию. Посмотрел на Индийский океан, сел на пароход и поехал обратно (но не доехал – все закончилось надписью "продолжение следует").

По настроению это нечто среднее между "Форрестом Гампом", "Боратом" и "Приключением кузнечика Кузи" (была такая популярная советская пластинка). С одной стороны – наивный главный герой (да и не только он – все окружающие добрые и наивные люди). С другой стороны – стопроцентный набор абсолютно детских штампов про жизнь на севере и в Индии. При этом, в отличие от "Бората" – никакой злобы, никакого стеба, как раз напротив, все очень по-доброму. Этими штампами хочется любоваться, их хочется смаковать. (Редкий случай)

В самом начале спектакля наивность настолько на высоком уровне, что невольно где-то внутри возникает ощущение грядущей трагедии: мол, все закончится очень плохо, сейчас произойдет что-то ужасное. Но нет, ничего ужасного не произойдет. Не волнуйтесь!

Сам герой проходит через массу действительно интересных приключений, но все у него получается. Все сто процентов героев – действительно хорошие, добрые, отзывчивые. Ни одного отрицательного персонажа. Чем дальше идет действие, тем стремительней "из души уходит прочь тревога".



Но при всей наивности – в спектакле достаточно глубокого смысла. Например, это отличная пародия на современных путешественников, которые из любой поездки набирают исключительно штампы. Каждая сцена – идеальный законченный "шорт" для соцсетей. Сцены можно смотреть как в той последовательности, которую придумал режиссер, так и вразнобой. Ибо важен здесь вовсе не сюжет, а сама атмосфера, немного кукольная, но честная и правдивая, поднимающая достаточное количество остросоциальных проблем, но мягко, нежно, воздушно.  

Этот спектакль без начала и без конца – какой-либо точки нет. Вместо неё надпись на стене – "Продолжение следует". И это правильно. Такой спектакль можно продолжать действительно бесконечно.

Вполне возможно, что по пути Михал Михалыч попадет еще куда-то, и там произойдет еще что-то подобное. Поэтому есть надежда, что будет и вторая часть. (Ждем!). Немного жаль, что автор ограничился одной только Индией. В мире еще много стран, в мире еще много штампов. Надо показать больше.



Это идеальный вариант для похода всей семьей. Это идеальный вариант для приучения детей к походам в театр. Это действительно современный, динамичный спектакль. Именно после просмотра таких постановок из детей рождаются театралы.

Завидую тем, кто еще не посмотрел! Впереди у вас час сорок настоящего удовольствия. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Плохие хорошие". По пьесе Оскара Уайльда "Веер Леди Уиндермир". Театр имени Пушкина. Режиссёр Евгений Писарев.
Те, кто сказал "Слово"
"Любовное настроение" по одноименному фильму Вонг Карвая. Театр Наций. Режиссёр Артём Терёхин.

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть