Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 октября 2022 17:38

Театр-душа. Олег Ефремов.

Выдающийся театральный артист и режиссер родился 1 октября 1927 года.

Олег Ефремов. Фото: ЛГ.
Олег Ефремов. Фото: ЛГ.

Сегодня, 1 октября 2022 года, исполняется 95 лет со дня рождения Олега Николаевича Ефремова – одного из крупнейших русских советских артистов театра и кино, театрального и кинорежиссёра, педагога, создателя театра "Современник", Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР, кавалера ордена Ленина, лауреата трёх Государственных премий СССР и двух Государственных премий Российской Федерации. Вторая Госпремия РФ была вручена Олегу Николаевичу уже после смерти, последовавшей 24 мая 2000 года, в 2004 году.

Олег Николаевич Ефремов был одним из ведущих театральных режиссёров своего времени. Он выступал художественным руководителем театра "Современник" до 1970 года. С 1970 года возглавлял МХАТ СССР имени Горького, а когда в 1987 году тот "распался", стал во главе МХТ имени Чехова. Молодого артиста по окончании школы-студии МХАТ в легендарный театр не взяли, и на тот момент он переживал неудачу как катастрофу. Но жизнь обернулась так, что через какое-то время Ефремов пришел туда уже не просто как артист, а как руководитель.

Но при всей административной и режиссерской нагрузке Олег Ефремов всегда оставался и актёром. После "провала" во МХАТ Олег Николаевич поступил (был приглашен) в Центральный детский театр, который сегодня стал Российским академическим молодёжным театром. На этой сцене он прослужил восемь лет. Как раз в те годы детский театр, причисляемый к "коллективам второго ряда", стал одним из самых интересных и популярных театров Москвы. Думается, к этому напрямую причастен Ефремов, сыгравший около 20 запомнившихся публике ролей как актер и в 1955 году дебютировавший как режиссёр. Он поставил на этих подмостках музыкальную комедию Вадима Коростылёва и Михаила Львовского "Димка-невидимка". В ЦДТ Олег Ефремов работал под началом Анатолия Эфроса. Режиссер, заслуживший славу реформатора театра, впоследствии отмечал, что Ефремов вечно спорил с ним насчет постановочных решений, и эти споры затягивались на часы, а то и на целые дни. Но в этих спорах рождалась истина – по крайней мере, интересные публике спектакли.

Более полувека Олег Ефремов преподавал мастерство актёра в Школе-студии МХАТ. Он был обладателем подлинного мастерства актёра. На театральной сцене Олег Николаевич создал запоминающиеся образы современников в пьесах Виктора Розова, Александра Володина и Александра Гельмана. Во МХАТе он сыграл Астрова в пьесе Чехова "Дядя Ваня" и Мольера в "Кабале святош" Михаила Булгакова. И. конечно, нельзя забывать о кино. На экране Ефремов прославился в ролях полковника Гуляева в картине "Батальоны просят огня", таксиста Саши в ленте "Три тополя на Плющихе", следователя Подберёзовикова в грустной комедии "Берегись автомобиля" и Айболита в детском фильме "Айболит-66".


Олег Ефремов в фильме "Три тополя на Плющихе". Фото: 1tv.ru

Постоянный автор "Литературной газеты" Александр Кондрашов к нынешнему юбилею Олега Ефремова написал о нем статью "Народный герой", где есть такие слова: "Олег Ефремов, как Шукшин и Высоцкий, был больше чем актёр. Как Станиславский, больше чем режиссёр. Он был даже больше себя самого: театрального строителя, киноактёра, профессора Школы-студии МХАТ и общественного деятеля".

Определение "театр-душа" тоже принадлежит Кондрашову. Он писал о том, что благодаря уникальной "системе Станиславского", школе проживания роли в нашей стране сложился "непревзойдённый театр-храм! Театр-студия, театр-душа. В лучшие ефремовские годы (особенно в 60–70-е) театры были центрами общественной и духовной жизни. В 90-е душа стала покидать театр, и это стало его трагедией". Кстати, многие коллеги считали, что Олег Николаевич дополнил "систему Станиславского" собственной "системой Ефремова": учил артистов играть не конкретную роль, а весь спектакль. В 1964 году театральный критик Павел Марков составил такой портрет Ефремова-режиссёра:

"Он задумывается над тем, как создать театр-организм, который служил бы не выражением личности режиссёра, а объединял широкие, преимущественно молодые артистические и литературные силы, над тем, как найти внутренне оправданный и свежий сценический приём, подобно тому как находил в своё время МХАТ, но уже с учётом его последующих достижений... Спектакли Ефремова точны по мысли, он не боится ярких сатирических красок, но в своей основе глубоко лиричен. Я думаю, что лиризм, порою очень затаённый, но всегда трепетный, — основа режиссёрской индивидуальности Ефремова. У Ефремова пронзительный, порою иронический и ядовитый ум, яростно восстающий против всяческих штампов — прежде всего против всякого закостенения в родном ему МХАТ. Он прирождённый экспериментатор".

Таким образом, признается как неоспоримое, что Ефремов внес в современный театр большой новаторский вклад.

"Ревизор.ru" часто обращался к жизни и творчеству Олега Ефремова. Весной 2019 года на портале вышло интервью с писателем Еленой Черниковой, которая в то время работала над книгой "Олег Ефремов – человек-театр". Согласно аргументированному мнению Елены Вячеславовны, театр для Олега Николаевича значил неизмеримо больше, чем любой другой род искусства: "Главная его любовь – сцена. В кино он, скорее, отдыхал. Для него, артиста высшего уровня, сыграть в кино, на отточенном мастерстве – это как отпуск, радостное развлечение. Кстати, я пересмотрела почти все фильмы с его участием, и огромная глава в моей книге – о том, как женщина, его современница, смотрит советское кино сегодняшними глазами".


Сцена из спектакля "Вечно живые" ("Современник", 60-е годы). Фото: Сайт Московского театра "Современник".

В 2020-м году издание ЖЗЛ об Олеге Ефремове, написанное Еленой Черниковой, вышло. "Ревизор.ru" представлял своим читателям эту книгу. Но об Олеге Николаевиче Ефремове можно говорить бесконечно. Кажется, что само время пишет о нем книгу, для которой не имеет значение физическая жизнь человека искусства. В молодости Ефремов сыграл Бориса Бороздина в постановке по пьесе В. Розова "Вечно живые", которую сам же и осуществил. Считается, что именно этим спектаклем театр "Современник" заявил о себе. Через многие годы название спектакля обрело новый смысл, напрямую относящийся к Олегу Ефремову.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть