Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

12 ноября 2016 11:50

Психологическую “несказку” для взрослых показали воронежским детям

Новая сцена Александринского театра представила в Воронеже спектакль для “взрослых детей и невыросших взрослых”.

Фото: Андрей Парфенов
Фото: Андрей Парфенов

По приглашению организаторов второго детского театрального фестиваля МАРШАК в Воронеже побывали артисты Новой сцены Александринского театра, открытой в 2013 году в Санкт-Петербурге. Славящийся своими экспериментальными работами этот молодежный коллектив привез в Воронеж спектакль “Сверчок” в постановке Вероники Шаховой по мотивам книги нидерландского писателя Тоона Теллегена “Как выздоравливал сверчок”. Создатели позиционируют свою постановку как “несказку” или спектакль для “взрослых детей и невыросших взрослых”. Несмотря на это, возрастной рейтинг “Сверчка”, указанный в афише фестиваля как 6+, вызвал множество вопросов и явно дезориентировал зрителя. Корреспондент “Ревизор.ру” побывал на показе представления.

Замечательному голландскому писателю Тоону Теллегену в России часто приклеивают ярлык “амстердамского Хармса”. И есть за что - его известные сказки пестрят парадоксальными сюжетами, герои их (как правило, это животные разных видов) легко взаимодействуют друг с другом вне зависимости от своих размеров, а поступки их часто абсурдны. Но если капнуть глубже и по-настоящему проникнуться философско-психологической экзистенциальной атмосферой сказок Теллегена, то на ум приходит сравнение с другим русским писателем - Сергеем Козловым, чьи простые, но в то же время невероятно глубокие и мудрые истории про Ежика и Медвежонка хорошо знакомы большим и маленьким российским читателям.

Создатели спектакля “Сверчок” почти весь психологизм и философию книги решили оставить за скобками, колоссально сократив рефлексии и поступки Сверчка до простой последовательности: осознал - пошел к доктору - выздоровел с очередной попытки не без помощи друзей. Ничего такого и близко не имел в виду Теллеген. Мрачное чувство Сверчка не досталось ему ни от какой раздающей из мешка разные состояния души Креветки, а пришло само по себе (“Откуда? Да откуда угодно! С кем не бывает!” (с)), а выздоровел он не потому, что о нем заботились друзья и помогали ему каждый своим способом. Не мирился Сверчок со своей депрессией, мрачное чувство ушло само, “просто так” (с). И можно сколько угодно придумать причин и притянуть за уши мораль, чтобы забить в детские головы очередные стереотипы (печалиться - это плохо, друзья всегда придут на помощь и т.п.), но неизбежно встает вопрос, а надо ли так искажать произведение автора, чтобы в итоге не попасть ни в детскую аудиторию (и по структуре, и по оформлению постановка сложновата для восприятия детей моложе 10-12 лет, для маленьких ее спасают лишь редкие смешные моменты и интерактив), ни во взрослую - ту, которая любит сказки Теллегена? Всем остальным спектакль понравится. Сам образ Сверчка вполне удачный - его играет Ольга Бобкова.


Фото: Андрей Парфенов

В роли депрессии главного героя - Карнелина Шкарина - гротескная и нахальная, как и положено быть навязчивому неприятному чувству, от которого сложно избавиться. Из персонажей книги в спектакле оставили Белку (Оксана Кормишина), Слона (Николай Белин), Жука-доктора (чье мрачное чувство завело шуры-муры с депрессией Сверчка), Клеща и Улитку.

Большое внимание в постановке уделяется реквизиту – художница Вера Соколова (курс Дмитрия Крымова) выступает полноправным соавтором спектакля. С потолка свисают разные предметы - платье, телефонная трубка, окошко приемной невесть откуда взявшейся поликлиники, где работает Жук-доктор, придумка которой позволила создателям спектакля поглумиться над отечественным сервисом по предоставлению медицинских услуг населению. Ярким элементом оформления выступает вскрытая дека фортепиано, обнажающая струны и всю внутреннюю механику. За этим загадочным предметом появляются Улитка и Клещ, а звуки скрежета по струнам придают сцене с чаепитием сюрреалистический оттенок.


Фото: Андрей Парфенов

Кстати, о музыке - спектакль идет под живой аккомпанемент, заслуживающий отдельных комплиментов. звуки рождаются на глазах у публики, причём порой из самых необычных предметов. Здесь наряду с гитарами и синтезатором используются кастаньеты, свистелки из игрушек, хлопушки и многое другое.  
 
 
 
Справка:
 
Вероника Шахова – молодой режиссер, окончила РАТИ-ГИТИС (мастерская Сергея Голомазова). Среди режиссерских работ на курсе – отрывки из "Чайки" и "Вишневого сада" А. Чехова, "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, "Сна в летнюю ночь" У. Шекспира. Дипломной работой стал спектакль "Насильники" по комедии А. Толстого, показанный в Учебном Театре ГИТИСа, а впоследствии – в московском Театральном центре «На страстном» и московском Доме актера.

Участвует в лабораториях и фестивалях. В 2015 году участвовала в Благотворительном театральном фестивале "Я не один", где с детьми из Детского реабилитационного центра "Вдохновение" сочинила и поставила спектакль "Гдетство".
 
Новая сцена Александринского театра была открыта в 2013 году. Это молодое пространство, ориентированное на обновление отечественного театра и сближение его с современной культурой. Экспериментальные постановки этого уникального многофункционального театрального центра способствуют преодолению дистанции между современным театром и российской публикой, формируют новую зрительскую аудиторию.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Неувядающая классика
В Воронеже показали хит Марфы Горвиц – спектакль “Бесстрашный барин”
Психологическую “несказку” для взрослых показали воронежским детям

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть