Как Вы готовитесь к роли? Что Вам помогает?
Считаю, что самое важное для артиста – это фантазия. Обмануть себя, а затем обмануть всех. Правда, у меня не получается играть исключительно по системе Станиславского. Я скорее работаю по Михаилу Чехову — внутри остаюсь собой. Поэтому мне не так страшно трансформироваться в другого человека: святого, бандита… Это не я, но мой персонаж.
Моя главная задача состоит в том, чтобы как можно полнее изучить его образ жизни, привычки, включая такие мелочи, как особенности походки, жесты, манера речи. Иногда бывает необходимо просто “побыть в его коже”, подышать тем же воздухом, заняться тем же видом деятельности. Например, во время съёмок фильма “Остров” очень помог опыт паломнических поездок. Недавно я прошёл пробы на роль всемилостивейшего государя Петра Первого. Как именно, какой стороной этой многогранной, неоднозначной личности лучше представить его зрителю? В силу личной фантазии складываю образ — трудоголик, руки в мозолях, привыкли к рубанку, решителен. Так вот и ращу его в себе, но за счёт внешних обстоятельств. Дошёл до того, что даже попросил связаться с “Эрмитажем”, чтобы разрешили какое-то время побыть в опочивальне Петра I.
Где черпаете вдохновение?
Актёр и режиссёр — наблюдатели, которые пристально всматриваются в течение жизни, выбирая для себя главное. В одном и том же человеке постоянно происходит миллион изменений. Нужно это заметить, обдумать, отшлифовать почти до блеска; потом суметь приблизить и полюбить. Очень важно знать живопись. В момент создания этюда организм будет моментально выдавать картины. Огромный источник вдохновения — книги, кинофильмы, спектакли. Нужно постоянно читать, смотреть, пересматривать. В предыдущих произведениях есть всё.
Есть ли актёр, которого Вы особо выделяете?
Это Евгений Евстигнеев. Его творчество буквально вдохновляет меня на написание третьей системы. Мне интересна психология художника, его страхи. Понимаете, иногда он играл до такой степени гениально, что те, кто находился рядом, забывали собственный текст и смотрели на него, разинув рот. А иногда он просто ходил и говорил текст, словно автоматически, совершенно неталантливо. Это своего рода феномен. Я хочу в нём разобраться.
Расскажите, какие случались с Вами интересные истории на съёмках.
О Никите Михалкове
Первое общение с Никитой Сергеевичем случилось на фестивале “Кинотавр”. Только вышла “Бригада”. На улицах стали узнавать, просить автографы. Но в творческой среде я был ещё чужим. Единственным, кто обратил внимание на молодого парня, оказался Михалков, который предложил:
— Будешь, старичок, у меня сниматься?
Для меня тогда это прозвучало как шутка. В горле образовался ком, только и сумел прошипеть что-то вроде:
— Ни…ни,не…
— О… Первый раз вижу человека, который не хочет у меня сниматься… Вы мне нет говорите?! — Изумился режиссёр.
— Да — нет, Никита Сергеевич!
Фото: укроп.orgВ следующий раз мы встретились на съёмках фильма “Жмурки”.
— Старичок, — неожиданно поворачивается ко мне Михалков, — не передумал ещё в кино сниматься?
Вот те на! А я думал, что он и забыл про меня совсем!
На кастинге фильма “12” я пролетел и тогда уже окончательно укрепился в мысли, что Михалков просто шутит со мной. Вдруг в один прекрасный вечер раздаётся звонок:
— Есть у меня один сценарий. Сейчас пришлю текст, выбери роль.
— Ни, ни, ни…
— Не, ни, ни — пока!
Я тогда выбрал небольшую роль — надеялся во время работы с Никитой Сергеевичем нарастить персонажа… И мы всё это сделали. Но монтаж был силён. Из фильма эпизод вырезали. Однако я получил потрясающий опыт работы с большим режиссёром. Он придумывает во время движения. Умеет разговаривать с артистами, настроить на нужный лад.
Об Алексее Балабанове
Вообще мой совет режиссёрам — всегда много говорить. Но бывают исключения. Например, Алексей Балабанов. Помню, как на съёмки его фильма пришёл парень из Питера. Он только начинал и получил эпизодическую роль. Увидев Балабанова, молодой человек как-то весь встрепенулся и начал горячо говорить, как счастлив работать с таким мастером.
Фото: Status QuoАлексей поулыбался, а затем объяснил, куда встать и что делать. В ответ парень вспыхнул, как спичка:
— Стоять весь эпизод спиной? Почему?!
Пока он так кричал и возмущался, Балабанов спокойно развернулся и пошёл к камерам. Я знаю, что он очень вспыльчивый человек. Подбегаю к нему, говорю:
— Не обижайтесь. Молодой, глупый…
А Алексей Октябринович в ответ:
— О чём ты? Орёт? И очень хорошо, что орёт. Зато какая энергетика у кадра с такой “говорящей спиной” будет! Свет, посыл. Вот что важно.
О Петре Мамонове
Пётр Мамонов — гениальный артист. В свою бытность студентом я слушал его песни, видел пару раз на сцене. Это было действительно интересно смотреть. Мы встретились на съёмочной площадке фильма “Остров”. Он просто поздоровался и ушёл. Догоняю его:
— Я так рад с Вами работать! Вы играете отца Анатолия, а я отца Иова. Давайте пообщаемся!
— Да,да,да. — И убегает.
Кадр из фильма "Остров"
На следующий день у нас совместная сцена. Конфликт. На мой стук он должен был выйти из комнаты. Стучу, а он не выходит… Актёр не может сказать стоп. Продолжается съёмка, и тишина, значит это интересно, работает. Снова стучу, он не открывает…Что делать? Уже не стучу — грохочу! Наконец выскочил да как помчится мимо меня, куда-то в сторону воды… Тут Лунгин не выдержал, кричит:
— Петя! Не пойму, ты что играешь?!
Мамонов поворачивается и говорит:
— А я не играю! Я так живу!
Через несколько дней Лунгнин меня подзывает и говорит:
— Надо что-то делать. Не верю, что Петя тебя как надо испугается…
— Что же мне, кричать на него?
— За кадром накричи. Да так, чтобы он оторопел немножко.
И вот я вне кадра. Крупный план на Мамонова. Начинаю на него орать. И он оторопел. Оборачивается то на Лунгина, то на постановщиков. Вроде тишина, всё нормально. Тогда он развернулся и пошёл прочь со съёмочной площадки. Лунгин вслед:
— Ты потрясающе сыграл! Петя, ты умница! Вернись!
Он в ответ на меня кивает:
— Ты что натворил, гад?! Вы мне сцену испортили!
Павел Семёнович объясняет:
— Петя, это я его попросил для настоящих эмоций. Всё просто отлично получилось!
Следующая сцена моя. Крупный план. Мамонов за кадром. Думаю, вдруг его Павел Семёнович тоже подговорил что-то сделать? Но нет вроде. Стоит, всё хорошо. Тогда успокаиваюсь, переключаюсь на своего героя. И тут мой партнёр начинает корчить рожи. Чего только он мне в этот момент не показал!
Кадр из фильма "Остров"
После этого несколько съёмочных дней Мамонов, несмотря на все мои усилия, со мной вообще не общался. До конца съёмок оставалось два дня, когда вдруг сам ко мне подсел и говорит:
— Скоро съёмки заканчиваются…
Я удивился:
— Пётр! Вы — ко мне?! Что-то нужно?!
— Нет, нет…
И тут передо мной открылся совершенно другой человек:
— Ты прости меня, грешного. Понимаешь, я музыкант, а не актёр. Для меня игра — это часть и моей жизни. Поэтому, когда прочитал сценарий, то понял, что нам с тобой нельзя общаться. Иначе я бы нормально не сыграл. Проще было придумать свою схему наших отношений, где ты был врагом. Я их и держал такими — и в жизни, и в кино. А теперь давай болтать!
Какой совет Вы можете дать начинающим режиссёрам?
Не бойтесь себя тратить. В нашей профессии нужно прорывать инстинкт самосохранения. Всегда быть готовым к любым форс-мажорам. Когда я снимал новеллу “Мама”, там была сцена, где мой герой выходит из самолета. Приезжаю в 6 утра на аэродром, самолёт стоит, а площадка пустая. Оказалось, что массовку увезли в другое место. Но мы не растерялись и всё равно сделали с продюсером весь запланированный объём.
Каждая картина не может быть шедевром. Лучше всего снимать то, что наболело. Именно поэтому первые короткометражки обычно самые лучшие, самые искренние. И ещё, постарайтесь каждый раз заново влюбляться в свою работу.
Творческая встреча в Академии Н.С. Михалкова прошла при поддержке Министерства культуры РФ.