Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Улья Нова. Когда тема отвечает тебе взаимностью

Почему бояться темноты иногда полезно, в чем особенности современной новеллистики – об этом рассказывает писательница Улья Нова.

Улья Нова. Фото из архива автора
Улья Нова. Фото из архива автора

Ее называют писателем, который сразу нашел свой стиль. Улья Нова, автор романов "Инка” и "Лазалки”, живет между Москвой и Ригой, препарирует городские легенды, находит чудеса в повседневности и исследует причины человеческих превращений. Ее проза, словно изысканный букет, богата метафорами и поражает разнообразием интонаций.

Недавно в издательстве "Эксмо" вышла новая книга "Собачий царь”, роман-оберег о современной Москве, пронизанный русскими народными сказками, песнями частушками и ворожбой. Порталу "Ревизор.ru” Улья Нова рассказала несколько писательских историй: о себе, о стиле, о моде, о творчестве.
 

Почему бояться темноты иногда полезно

Все началось, когда мне было десять лет. После смерти моего деда я боялась темноты и от страха начала очень много читать. "Преступление и наказание” было прочитано за три ночи от страха остаться наедине с темной комнатой. Мне было тогда лет двенадцать.

Хотя, может быть, все начиналось в четырнадцать. В то лето на даче я увлеченно писала в тетрадке роман, видимо, сочетавший стилистику Тургенева, романтизм Жуковского и немного черноты Брюсова-Бальмонта. Впоследствии одной моей знакомой эти писания как будто понравились, она старательно перепечатала роман на пишущей машинке. Папка с желтыми листочками машинной распечатки до сих пор хранится где-то на антресолях.
 

Стиль – это вопрос внешний

Разбираться в вопросах стиля больше подходит литературоведам или филологам. А я покажу фрагмент из книжки "Лазалки”, из него можно понять что-то про стиль. А читатель пусть решает, есть он или нет:

Квартира укутана в красные шерстяные ковры, в их ворсе прячутся продавцы снов. Вечером они медленно и боязливо вылезают, отряхиваются и разбредаются по комнатам, в мятых синих халатах и сбившихся набок колпаках. Усатый и низенький несет под мышкой деревянные счеты. Другой, худющий, лысоватый (в тренировочных и стоптанных туфлях), тащит весы, но не такие, как в овощном магазине, а такие, как в кондитерском отделе. Продавцы располагаются на подоконнике-прилавке. Они ждут, тихо перешептываясь, ковыряя наточенными спичками в зубах. Сны завозят около одиннадцати, еле слышно бибикнув или пустив сквозь щелочку в шторах яркий отблеск фары. Тогда продавцы начинают суетиться. На одну квадратную чашу они подсыпают сны синим эмалированным совком, наблюдая, как дрожит стрелка. На другую чашу они кладут черные гири. А маленьких гирек у них нет. Поэтому они долго возятся, подсыпая сны для бабушки и деда. А мне выдают остаток, в последнюю очередь”.

 

Мои герои

Мечтатели и немного волшебники из маленьких и больших городов. Маленькие люди с большой душой, умеющие видеть и замечать красоту на земле и на небе. Карикатурные идолы и суровые божки из прошлого, прорвавшиеся в современность и пытающиеся с ней справиться. Реальные и выдуманные птицы.

Мои книги пронизывает общий персонаж: ветер. Ветер дворов и переулков первой любви (из сборника рассказов ”Реконструкция Евы”). Ветер детства (в романе ”Лазалки”). Северный ветер Посвист (в новой книжке ”Собачий царь”). Морской ураган (в романе, который я сейчас дописываю). Ветер вдохновения, странствия и волшебства – пожалуй, один из моих любимых героев.
 

“Собачий царь”. Невозможно не написать

Если уж книжка написана, позже оказывается: это необходимо, она прошла по своим тайным, довольно обоснованным тропинкам. Недавно вышла моя новая книжка, "Собачий царь”, роман-оберег.

Если говорить о ней, корнями эта книжка уходит в детство, когда мы грелись на русской печке с прабабушкой Василисой Акимовной и она рассказывала русские народные сказки и собственные, чуть приукрашенные истории.
Наверное, это тот случай, когда невозможно было не написать. Деревенские бабульки, темные леса, дворовые псы – русские народные сказки, их тревожная, судьбоносная и в то же время беззлобная хтонь с самого детства меня трогали, завораживали и восхищали. То есть, тут видимо так: ты тему выбираешь, тема отвечает тебе взаимностью, а иногда вцепляется в тебя и не отпускает, пока не выскажешь ее всю.

 

Штучный товар

Моему сердцу близка мастерская стеклодува в Старом городе, где выдувают вазочки и новогодние шары, так же, как и триста лет назад. Или подвальчик сапожника, где со времен Средневековья шьют и шьют сапоги. Конечно, там тоже оглядываются на моду, на новые инструменты, но не забывают и о традициях ремесла, о традициях мастерской. У меня, наверное, что-то вроде шляпного ателье, лавочка себе на уме, где производятся по возможности изящные вещицы, штучные, с чудинкой, с волшебством, которые своему кругу ценителей нравятся.
 

Современная новеллистика

Рассказ, наверное, как маленькая птичка. Что-то живое, пульсирующее, тревожащее. Каждый раз, когда пишешь рассказ, на самом деле конструируешь птичку, или изобретаешь ее заново. По правилам. Или как тебе вздумается.

Здесь, конечно, есть каноны (вся эта завязка-кульминация-развязка и т.д.), но все решает другое – надо чтобы птичка ожила, чтобы она в итоге полетела. И ты почти всегда знаешь о своих и о чужих рассказах – где живое и летит, а где что-то не так. Бывают птички-сережки. И птички-погремушки. И птички-свистульки. А бывает птичка с пультом управления. Летит, но не живая.

Если говорить о современной новеллистике, я поклонница рассказов Энтони Дорра, его сборников "Собиратель ракушек” и "Стена памяти”. Мне интересны рассказы Александра Снегирева и Татьяны Замировской. Наверное, общее у всех этих писателей в том, что они выражают современность, справляются о настоящем. Находят для него метафоры, формулируют его суть и странность.

Здесь современность интересна еще и в постоянном переплетении с историей, а еще – с человеческими иллюзиями. Таким образом реальность обогащается прошлым и тем, что таится внутри каждого из нас. Всевозможные наплывы, совмещения абсурдного сегодняшнего дня, прошлого, наших фобий, ожиданий и надежд создают интересный сплав современного рассказа, как бы "апгрейдят” жанр.

В чем секрет популярности исторической темы

Исторические романы всегда были популярны. И сейчас исторические романы актуальны в кругах людей, которые чувствуют: политика и история как никогда шипят из каждого утюга. Это довольно внушительная аудитория, небезосновательно встревоженная политическими событиями в современной России и будущим страны.

Кроме того, взрослый человек с неплохим гуманитарным образованием нуждается в качественных дровах для своего интеллекта. В сложных, умных книжках, где скажем история присутствует неким дополнительным цементирующим основанием. История все же наука, она придает вес и смысл сказанному, предоставляет повод для серьезных раздумий. В таком случае книга является хорошим эспандером для ума. И создает иллюзию проведенного с пользой времени. Так что меня в этом году очень порадовал выбор жюри "Большой книги”. Все лауреаты – современные классики и без сомнения достойны высших литературных наград.

 

О чем писать сегодня? О метаморфозах

Лично мне кажется важным рассказывать о превращениях, которые люди переживают по собственному выбору, с легкой руки близких и своей страны. О чудесах, которые с нами случаются и как же хорошо их хоть иногда замечать. О силах, которые действуют через нас. О том, что любовь и доброта – чаще всего сильнее боли.

Рисунок: Доминик Фортин

А еще иногда не помешает выдумывать новые надежды, говорить им "будьте!”, чтобы они появлялись в этом мире… Только вот вопрос: помимо рассказывания, сюжета, судеб, героев, есть ли смысл еще на что-то особенное обращать внимание читателя – ведь каждый все равно понимает свое, то, что ему важно и необходимо. Читая одну и ту же книгу, все мы читаем немного разные книги. Может быть, это как раз и здорово. Пусть такая возможность у читателя будет: понимать свое и любить свое в каждой книге.
 

Добраться до издателя. Советы молодым

А как пробиваются? Для начала взять отбойный молоток и долбить, как метростроевцы и шахтеры. То есть надо все же что-нибудь написать. Достаточно объемное, показательное, чтобы был предмет разговора: повесть, несколько рассказов, набросок романа. Когда что-то сделано, есть смысл показывать творения окружающим. Начать с друзей, при этом не ждать похвал, не бояться критики, а ценить тех, кто говорит и советует безжалостно и по существу.

Сейчас не редкость литературные семинары, где обсуждают написанное под управлением мастеров прозы, поэзии, критики. Это полезно, а зачастую живо и увлекательно (смотря, в какой семинар попадешь). К тому же у большинства подобных проектов есть возможность публиковать удачные тексты в литературных журналах, в сборниках. Семинар – это начало, погружение в среду себе подобных.

К тому же, крупные издательства время от времени предпринимают поисковые акции – устраивают конкурсы, собирают сборники рассказов, в надежде найти и привлечь новые имена, новых авторов (например, премия издательства Астрель-Спб "Рукопись года”). И, конечно, пусть начинающего автора не покидает вдохновение и та самая ”энергия заблуждения”, на которой в литературе, да и в жизни многое держится.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть