Фото: Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского
Сказка, где приглушены детскость и фантазия, написана чешским композитором Леошем Яначеком по одноименной повести Рудольфа Тесноглидека, версия для камерного оркестра — Джонатана Дава, русский текст Софьи Аверченковой. По замыслу — это красивая и добрая сказка о дружбе и предательстве, любви и одиночестве, о бесконечной мудрости природы. В основе сюжета — приключения лисички Остроушки, которые вызовут и улыбку, и слезы даже у самой искушенной публики. В любом случае постановка не вызывает однозначной реакции зрителей и еще долго обсуждается публикой после того, как упал занавес.
Дирижер-постановщик — Геннадий Рождественский всегда являлся знатоком чешской музыки. Автор же пьесы Леош Яначек очень известен на Западе, в России его сказка для взрослых — одна из самых красивых опер прошлого века — ставилась лишь один раз. Написана "Лиса-плутовка" была в 1923 году. Любопытна сама история ее появления: писатель и журналист Рудольф Тесноглидек однажды увидел комиксы о похождениях лисички художника Станислава Лолека, напечатанные в одной из чешских газет в 1920 году. Тесноглидек написал по рисункам юмористическую повесть, а Леош Яначек переписал историю, превратив ее в мудрый и необыкновенно трогательный рассказ о жизни, любви, мечтах, несбывшихся надеждах. На тот момент маэстро было около 70 лет.
Музыкальный материал Яначек выстроил так, что у зрителя постоянно возникает ощущение — не хватает одной-двух нот после каждого пассажа. Но именно этим и ценен Яначек: зритель вне оперы додумывает, фантазирует, достраивает сюжет за автора — он сам творит свою сказку.
Режиссер-постановщик спектакля Михаил Кисляров раскрывает не очевидные, но очень важные подтексты в этой незатейливой на первый взгляд истории. История закручена вокруг личности Лесничего, его воспоминаний, надежд. И , конечно, он здесь главный герой, а не Лисичка. Складывается ощущение, что Лесничий — это и есть сам Яначек, наблюдающий в постановке свою прожитую жизнь. История его в спектакле поставлена очень тонко и красиво.
Барсук. Куры, Лиса, Петух и Пес в исполнении актеров театра заставляют зрителя спорить и не соглашаться, делать свои выводы: к примеру, обитателей курятника совсем не жалко за их глупость. А барсук сам позволяет себя унижать и выгонять из дома, чем жалости совсем не вызывает. Лесные герои едят по-лисьи, милуются по-людски. Здесь переплетаются звериность и человечность, и зрителю не надо перевоплощаться, чтобы почувствовать себя лягушкой, птицей, лисой — кем угодно.
В программке нет привычного содержания. И во время представления становится понятно, почему: здесь все надо видеть и слышать. Многое в этом спектакле воспринимается не буквально, без слов, на уровне интуиции. И все-таки это спектакль о людях. И все-таки зритель пойдет смотреть его еще раз.
Постановочная группа:
Дирижер-постановщик - народный артист СССР, лауреат Ленинской премии СССР и Государственной премии России
Геннадий Рождественский
Cценограф, видеохудожник - Ася Мухина
Художник по костюмам - Ваня Боуден
Художник по свету - Владимир Ивакин
Руководитель детской студии, хормейстер - заслуженная артистка России
Елена Озерова
Ассистент режиссера-постановщика - Ирина Пьянова