Артем Макаров. Фото предоставлены Театром имени Наталии Сац.
В рамках этого цикла исполняются раритетные симфонические и оперные шедевры в пространствах фойе основной сцены, оказавшемся прекрасно приспособленным к концертным программам самых разных форматов. К оперным редкостям принадлежит и "Нуш-нуши" Хиндемита, к которой Театр Сац обращается первым в нашей стране. Музыкальным руководителем этой премьеры стал главный дирижер Государственной Башкирской оперы Артём Макаров, с которым "Ревизор.ru" побеседовал накануне.
Артем, здравствуйте! Первый вопрос. Пауль Хиндемит обойден у нас в России вниманием... Почему так?
Правильно вы заметили. На самом деле, это судьба не только Хиндемита. У нас ведь, если разобраться, и Вагнера-то ставят только в столичных театрах (Москва, Питер), еще реже – Штрауса, а уж совсем редко Хиндемита. Музыка конца XIX-го века непроста для восприятия, чем дальше, тем сложнее. К музыке Хиндемита человеческому мозгу и уху нужно быть готовым, работать. Может быть, поэтому. Если инструменталисты играют его хоть иногда (я сам играл в консерватории сонату скрипичную), то оперную музыку мы практически не слышим. Пожалуй, в прошлом году в "Геликоне" что-то было поставлено, и вот сейчас возникла идея у Георгия Георгиевича. Это было неожиданным для меня, я не был знаком с этой музыкой. Мне пришлось почитать, поузнавать, познакомиться с тем, что это часть трилогии. Интересно, что в то же время был написан триптих Джакомо Пуччини: "Плащ", "Сестра Анжелика", "ДжанниСикки". Интересная параллель. Сама по себе опера необычная – сатира, юмор, в какой-то степени пародия на оперный жанр (по мнению самого Хиндемита). То там, то там мы слышим Вагнера, Штрауса, Малера чуть-чуть. Хиндемит немножко иронизирует над композиторами, хотя, безусловно, он вырос на их музыке, она оказала на него влияние. Я же сам ещё не начал работать с оркестром, мне недавно дали партитуру, это – богатство инструментов. Я в предвкушении. Сама музыка?.. Что-то заходит с первого раза, но не все. Чем дальше я вслушивался, тем было интереснее. Я всегда стараюсь найти что-то необычное, в своем театре в Башкирии тоже.
Насколько мне известно, предполагается концертное исполнение…
Поскольку сейчас Большой зал на реконструкции, а в Малом зале сделать это невозможно (оркестр полнозвучный, настоящий), исполнение предполагается вот в том пространстве (
указывает). По поводу концертного или полуконцертного исполнения могу сказать следующее. Мы немножко раньше начали спевки, потому что партии достаточно сложные, хоть и короткие.
![](/files/222502ue4b.jpg)
Ротонда фойе Театра Сац.
А в чем сложность?
Во многом – сложная интервалика, непривычная для певца, который поет классический репертуар. Тут нужно посидеть, подумать, постучать, привыкнуть. Иногда в них быстрый темп, очень много слов,иногда тональность присутствует. Я был приятно удивлен, что к делу все серьезно отнеслись, и я надеюсь, что это будет полуконцертная версия, чтобы люди не стояли с пультами, а могли что-то изобразить. Она будет интереснее зрителю.
А про партию Нуш-нуши можете что-то рассказать?
У него нет партии, это безмолвное существо, мифически-сказочное. Дело в том, что он погибает под тяжестью одного героя (генерала, это роль, да). И все, больше он не появляется. Оригинальный текст оперы – немецкий, но мы с Георгием Георгиевичем решили перевести. Георгий Георгиевич сам перевел. Перевод – очень качественный, очень остроумный. Текст получился более сглаженный, ибо немецкий текст очень откровенный, если вспомнить, что там на самом деле происходит.
![](/files/2225041oxz.jpg)
Афиша представления.
Что может дать публике полуконцертное исполнение? Молодежи?
Это – сказка для взрослых, но мы посмотрим. Если появится желание сделать полноценную постановку, то возможно это и будет. Дело в том, что данная опера – одноактная, нужно будет что-то добавить (возможно, из триптиха). В первую очередь, это знакомство с неизвестным материалом.
У кого из героев самая сложная партия?
Здесь много действующих героев, но главный герой Тум-тум. Пройдоха, слуга, который служит то одному, то другому. Его партия самая продолжительная (общая длительность оперы – 55 минут). Все остальные партии небольшие. Это вселяет надежду на то, что партии будут выучены к марту.